Previous Entry Поделиться Next Entry
Начало Горькой укрепленной Линии и старые омские тракты
omchanin
Омская крепость, как известно, была центром Сибирских укрепленных линий, самой последней из которых была построена Пресногорьковская или просто Горькая линия, вот ее начало обозначено на старой карте, а полная схема есть в http://omchanin.livejournal.com/1370685.html и http://omchanin.livejournal.com/785768.html.



belyaefff предпринимал попытку показать все укрепления этой линии http://omchanin.livejournal.com/890993.html, проделал большую работу, но у него отстуствовали сведения про два первых звена этой линии. Про Иртышский редут появилась хорошая гипотеза http://omchanin.livejournal.com/1996928.html, но еще до него начинать нужно было с Елизаветинского маяка, именно это укрепление было первым на Горькой линии, а не Омская крепость, расположенная на другом берегу реки.

Место маяка, в общем-то, понятно, но от него ничего не осталось и не могло остаться


Как мне представляется, между редутами, маяками и крепостями Горькой линии был насыпан небольшой вал, собственно, и образуя ту самую линию. Вдоль этого вала и был проложен старый тракт в Петропавловск и далее. А, возмжно, что, чуть позже и прямо по нему, чтоб не пропадать добру. Еще в 1940 году Тюкалинский тракт до Мельничного был проложен именно так, как шла Горькая линия
11185_original.jpg

Начало Линии и тракта - 1-й Островский переулок.


Возможно, что до сих пор сохранился даже вал Горькой линии вдоль Птичьей гавани! Раньше я принимал его за начало Тюкалинского тракта http://omchanin.livejournal.com/23493.html


Чуть позже дорога на Петропавловск спрямилась, через Мельничное стали ездить на Тюкалинск и Тюмень, а Петропвловский тракт пошел через Чукреевку и Приветное. И начало этого нового тракта было уже на 3-м Островском переулке у новой пристани. А пристань Тюкалинского тракта сместилась в створ ул. Масленникова. Вот эти два тракта на карте 1940 года



Они сходились перед мостом через Замарайку, потом снова расходились. В этой части  эти старые дороги сохранились в своем начале почти полностью.

Вот та самая смычка перед Замарайкой, например.



Потом старый тракт на Петропавловск стал Тюкалинским и жив почти целиком вплоть до Петрушенко (ул. 70 лет Октября, Дианова) http://omchanin.livejournal.com/23493.html.  А вот новый тракт на Петропавловск был поглощен аэропортом, и был переложен еще несколько раз, пока не стал современным Исилькульским.


Записи из этого журнала по тегу «невидимый город»


промо omchanin январь 16, 13:00 10
Разместить за 50 жетонов
Пришла пора делать пост №5 про омские блоги, разделенные на 2 части. Вообще в омском ЖЖ лоцируется под 300 блогов, так что тут только те, что я знаю. В первой части одни блоги nims55 - про крыши, было/стало, историю newomsk - история max_sky - про самолеты…

  • 1
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal сибирского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Не совсем понял идею сплошного вала между крепостями
Кому-то не давала покоя Великая китайская сена? решили возвести в масштабе 1:100?

следы этих валов или чего-то на них похожего я видел на берегу Камышловки. А почему не построить вал?

С оборонительной точки зрения строить сплошной и невысокий вал между редутами?
Не представляю, как это может помочь в обороне. Разве что постоянно держать по солдату с интервалом в пять шагов. И так на протяжении тысяч верст южных границ Сибири.
Когда на валу никого нет любой с легкостью через него перелезет. Разве что отары через него не перейдут. Но ради овец не стоит городить столько...
Техника обороны против степняков была отработана - казачьи разъезды, узлы обороны в редутах и станицах, стратегические резервы в крепоятях.
А это точно русские строили?:))))
А то всплывают смутные слухи о валах в Сибири...

главный смысл вала я вижу в обозначении границы. Тем более, что везде он и не требовался, водные преграды отлично заменяли валы

  • 1
?

Log in

No account? Create an account