Previous Entry Поделиться Next Entry
Один эпизод истории Иртышского речного пароходства
omchanin
Последнее время у меня очень много постов, связанных с судоремонтным заводом и городком Водников. Сейчас сложно поверить, но омские речники в свое время - это была мощнейшая силища! Весь нефтегазовый Север освоен благодаря омским речникам. Миллионы тонн грузов ежегодно возились по Оби и Иртышу.

В тяжелые 90-е, когда объем перевозок по рекам стал падать, суда класса "река-море", которых в составе ИРПа было немало, вышли работать в дальние дали. Оказалось, что даже в этих далях себе и суда строили!

Оригинал взят у alex_seaman55 в «Иртыши», которые никогда по Иртышу не ходили!
Давненько я ничего не писал, но то, о чем сегодня пойдет речь, написать нужно! Сегодня будет морской пост речного города времен новой России, середины 90-х годов! Несколько запутанно, но сейчас разберемся.




Для начала давайте перенесемся мысленно в ту атмосферу, в 1996 год. Новая Россия, которую всё еще не слабо лихорадит от кризиса и политических передряг, город Омск, миллионник, который во времена СССР был крупным оборонным центром, но с развалом могучей державы испытывал не лучшие времена! Заводы закрывались, зарплата не платилась месяцами. Город, расположенный на юге Западно-сибирской равнины, на Внутренних Водных путях, реке Иртыш. Город, чьи берега не омывают океаны или моря, в нем нет морского порта, но именно здесь располагался офис одного международного морского грузоперевозчика и судовладельца, работающего уже тогда в бассейнах Балтийского и Средиземного морей. Речь идет об ОАО «Иртышское Речное Пароходство», компании, которая в нелегком 1996 году закладывала кили новых, современных судов смешанного море - река плавания в Германии и России!
Абсурд - скажете Вы!? И вовсе нет! Чистая правда!

В то время, государством была запущена программа обновления морского и речного флота и Иртышское Пароходство вместе с Беломорско – Онежским и Волго - Донским пароходствами активно участвовало в этой кампании. Первенцами серии из пяти теплоходов, становятся одновинтовые суда для перевозки генеральных и контейнерных грузов, проект 10535, класса «море - река» с гордыми названиями «Иртыш – 1» и «Иртыш – 2». Длинна 88,35 метра, осадка в полном грузу 4,4 метра, мощность силовой установки 1300 киловатт. В носовой части установлено подруливающее устройство, для удобства при маневровых операциях. На тот момент, это были современные мореходные суда, их огромный трюм не имел разделения переборками, что очень удобно при погрузке и перевозке крупногабаритных, нестандартных грузов. Однажды, в начале 2000-х годов, даже рассматривался вариант, перевозки этими теплоходами крупногабаритной установки из Европы, для модернизации Омского пивзавода, но к сожалению, этот план не осуществился. Так же суда оснащались системой подъема-опускания ходовой рубки. Это было сделано для уменьшения габаритной высоты при проходе под мостами, а также для улучшения видимости судоводителя, когда на палубе, на крышках трюмов, перевозятся контейнеры в два яруса.


(без названия)


Справедливости ради, надо сказать, что изначально, эти суда планировалось строить для Кубанского речного пароходства, но оно, в последний момент, отказалось от участия в программе. Кили новых теплоходов уже были заложены, а гарантом постройки выступало Министерство речного флота, поэтому пришлось в спешном порядке искать нового заказчика и вскоре он был найден. А на память об этом инциденте, на корпусах недостроенных еще судов, красовались объемные имена «Атаман Платов» и «Атаман Наливайко» вырезанные из металла и приваренные к бортам, которые потом пришлось срезать.
Теплоход «Иртыш -1» был построен полностью в Германии, но начинала строить его судоверфь Arminius Werke, а завершалось строительство на судоверфи Cassens в 1996 году. Для транспортировки недостроенного теплохода с одной на другую судоверфь, его пришлось частично разрезать, т.к. он не проходил по каналам и шлюзам Германии. Первым капитаном стал омич, Герасимов Георгий Константинович.
История же постройки второго теплохода, «Иртыш - 2», началась на нашей родине, в России. Заложено оно было в 1995 году, в городе Петрозаводск, на совместном российско – германском предприятии Onega Arminius Shipbuilders, организованном на мощностях Онежского судоремонтно-строительного завода.


т/х "Иртыш-2" на стадии достройки у заводского причала.



Прошли ходовые испытания в Онежском озере и судно было сдано в эксплуатацию 30 октября 1996 года.


На ходовых испытаниях. Онежское озеро. На ходовом мостике(с лева на право): Капитан Кетенчиев В. К., Второй помощник Красков Ю. А., Старший механик Юсупов Ю. И. 23.10.1996.
Первым капитаном этого теплохода, был мой отец, Кетенчиев Валерий Кубадиевич.


капитан т/х "Иртыш -2" Кетенчиев В. К.

Именно он участвовал в достройке, устранении недочетов и в проведении ходовых испытаний нового судна в Петрозаводске. К чести наших Российских судостроителей, недочетов было не много, а само судно было построено более качественно, что было особо отмечено немецкими судостроителями
.


Для настоящего капитана, принимать новое судно, только что спущенное на воду – это большая честь, но это- привилегия только опытных и грамотных капитанов, т.к. это большая нагрузка и очень серьёзная ответственность.


Торжественная речь капитана при спуске корабля на воду.


В центре кадра Яновский Иван Иванович, Генеральный директор ОАО "Иртышское Речное Пароходство"

У моряков существует много церемоний, поверий и традиций, одна из наиболее важных, это церемония спуска на воду нового корабля, при которой обязательно необходимо разбивать бутылку шампанского о штевень нового судна.


Бутылка шампанского летит на встречу борту нового судна, что бы быть разбитой вдребезги.


По традиции, бутылку разбивает женщина! Это на борту в море, она к беде, а на берегу при спуске на воду, у неё благая роль, она «крестная мать» судна! Бутылка должна разбиться с первого раза, иначе быть беде. Поэтому миссия у «крестной матери» очень ответственная!


"Крестная мать" т/х "Иртыш - 2". Жена третьего консула посольства Германии в городе Санкт Петербург.


Горлышко от этой разбитой бутылки, до сих пор хранится в семейном «музее». Для него, благодарные судостроители специально изготовили ящик с окошком в виде иллюминатора, на котором выгравировано «Первому капитану т/х «Иртыш – 2. Семь футов под килем» и дата 26 октября 1996 г. Город Петрозаводск.






Вместе с горлышком, осталась и первая печать судна, на память о временах, когда маленькое, но гордое сибирское Иртышское Речное Пароходство, могло строить современнейшие морские суда!


Печать фирмы Kairos, помните такую в Омске?


К сожалению, было построено всего два теплохода этого проекта из пяти. Государственная программа обновления флота была свернута из-за преобразования министерства, да и нагрянувший тяжелый кризис 1998 года уже не дал поднять голову и осуществить многие планы. После этого ОАО «Иртышское Речное Пароходство» уже больше ничего и никогда не строило. А суда до сих пор бороздят просторы морей и океанов, но уже с другими названиями и под чужими флагами, после смены судовладельца в 2012 году.


т/х "Иртыш-2" в полном грузу в море.

Вместо эпилога.
Стихотворение которое отец посвятил теплоходу «Иртыш-2», написанное много позже после работы на оном.
Свежая краска на корпусе
Борт, ну прямая стрела
Новый, как девушка юная
Плод – человека творца.

Бутылка шампанского вдребезги-
Счастливая будет судьба
Мать нареченная – женщина
«Иртыш-2» тебе имя дала.

Флаг за кормою полощется,
Гордо взлетев над тобой
Бравые парни российские
Будут гордиться собой.

Бал в честь тебя он закончится
Вечером выйдешь в поход
Осенняя Балтика хмурая
Волной штормовой обожжет.

Проверит характера качества
Курс как умеешь держать
И если всё правильно сладится
Удачу не надо искать.

При подготовке материала использованы фотографии из нашего семейного архива, семьи Кетенчиевых.

Записи из этого журнала по тегу «ирп»

  • Здание туполевской "шараги"

    Алексей запостил отличное послевоенное фото https://pastvu.com/p/632376 Что мы видим? 1. Трамвайная стрелка на еще живое первое трамкольцо г.…

  • Корабли пошли

    Вчера у нас на Иртыше открылась навигация. По традиции это происходит у бывшего здания Речвокзала. Очень здорово, что перевозки по Иртышу живы и…

  • "Пропавший" пассажирский теплоход ИРПа

    Алексей Евсеев прислал отличное фото. Это "Ленинский Комсомол" у причала №1 омского Речвокзала. Судьба корабля неизвестна…

  • Параллельные миры

    Мало кто задумывается, но и во времена СССР и сегодня у нас существуют настоящие "параллельные миры", когда отдельные ведомства,…

  • Зимовка судового каравана

    Затон ССРЗ на "Зеленом Острове" ломится от зимующих судов ИРПа. Было время..

  • И снова про омские "Ракеты"

    У меня уже была пара материалов о чуде советского водного пассажирского транспорта - теплоходе на подводных крыльях типа "Ракета". Вот про…

  • Речной суперпост

    Оригинал взят у alex_seaman55 в Моё детство в одной картине Был недавно по своим делам в одном государственном учреждении. Находится оно…

  • Новый вид омского речного вокзала

    Если вдруг кто не знает, как выглядит уже несколько лет главные речные ворота нашего города, то не пугайтесь, выглядят они вот так. К величайшему…

  • Последнее пристанище Ракеты-240

    Ракета стояла или на месте СК "Топлиный", или рядом Оригинал взят у mib55 в Последнее пристанище Ракеты-240 Не так давно мы…


промо omchanin январь 16, 13:00 10
Разместить за 50 жетонов
Пришла пора делать пост №5 про омские блоги, разделенные на 2 части. Вообще в омском ЖЖ лоцируется под 300 блогов, так что тут только те, что я знаю. В первой части одни блоги nims55 - про крыши, было/стало, историю newomsk - история max_sky - про самолеты…

  • 1
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal сибирского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Смотрю я на жилищные комплексы, который строят на месте снесенных заводов, и думаю: ну ладно построят дома, в них заселятся люди, нарожают детишек, но чем они будут заниматься? С уничтожением отечественной науки и промышленности, для граждан закрылись многие сферы человеческой деятельности. А ведь работа - это не просто способ заработать себе на пропитание, для взрослого человека - это ведущая деятельность, формирующая психологические новообразования. Человек, занятый интересным творческим трудом, развивается интеллектуально и духовно. Человек, ничем не занятый, или выполняющий тупую работу, интеллектуально и духовно деградирует. Это большая проблема.

Очень интересно и по3навательно. Спасибо.

"Первым капитаном этого теплохода, был мой отец, Кетенчиев Валерий Кубадиевич."

Как сложилось у отца после капитанства на этом теплоходе?

После работы на "Иртыш-2", отец долгое время работал в управлении ИРПа, но в итоге морской дух взял своё, снова ушел в море. После этого был еще не один спущенный на воду теплоход, отец и сейчас трудится в море, в иностранной компании, ведь на борту "своего" судна, он царь и бог!

Кто-то из моих коллег привёз с Дальнего Востока такую фотографию. Корабль "Иртыш"

Иртыш во Владивостоке

Ну да, как раз - http://smitsmitty.livejournal.com/243265.html

Кетенчиев В.К. в 2002-2003 еще лекции читал в академии водного транспорта (морское право)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account