Previous Entry Поделиться Next Entry
Город, которого до сих пор нет
omchanin
Попробовал проверить конечную станцию поезда №380 из Москвы на сайте РЖД. Нет, оказалось, что по-прежнему, не ходит поезд туда, куда ходит


Оригинал взят у vikond65 в Саров многоименный
Ровно 70 лет тому назад, 1 апреля 1946 года, академик Ю.Б. Харитон и заместитель министра сельскохозяйственного машиностроения СССР П.М. Зернов приняли решение, в результате которого вскоре стал "невидимым" крупный рабочий поселок Саров вместе со знаменитой Свято-Успенской Саровской пустынью. И это не первоапрельская шутка. В том же году Саров исчез с советских географических карт, а также - из адресных книг, справочников, энциклопедий, статистических сборников и туристских путеводителей. Любые упоминания о нем в прессе тоже исчезли.

При этом на самом деле Саров никуда не делся, наоборот, начался его бурный рост, а население за несколько лет увеличилось десятикратно - с четырех до 40 тысяч. Но всем этим людям категорически запрещалось рассказывать посторонним, где они живут, а в их паспортах стояли фальшивые штампы о прописке в Горьком или Арзамасе с такими же липовыми адресами. Более того, выезжать из города, окруженного высоким двойным забором из колючей проволоки, им тоже запрещалось, даже если речь шла о поездке за грибами в соседний лес или на рыбалку. Выезд "за колючку" был возможен только с письменного разрешения администрации, а получить такое разрешение было очень непросто.

Все дело в том, что своим первоапрельским решением Харитон и Зернов дали старт созданию на базе Саровского завода №550, где во время войны выпускали снаряды "катюш", первого в СССР научно-производственного центра по разработке и изготовлению ядерного оружия. Центр получил кодовое обозначение КБ-11. В том же месяце министр сельскохозяйственного машиностроения Ванников (да, да, его должность официально называлась именно так) подписал приказ, в соответствии с которым весь личный состав 550-го завода перевели в штат новой сверхсекретной организации. А в следующем году на южной окраине Сарова началось строительство двух новых заводов - №551 и 552 - по производству атомных бомб и их компонентов. Одновременно возводились жилые, хозяйственные и административные здания, строился аэродром и прокладывались железнодорожные ветки.

Интересно, что на военно-топографических картах, считавшихся секретными, Саров остался, (правда, его почему-то переименовали в "Сарову"), но даже на них отсутствовал ядерный комплекс и сопутствующие объекты. Места их расположения картографы по указанию спецслужб закрашивали таким же нежно-зеленым цветом, как и окрестные леса (см. внизу). В режимных документах поселок стали называть "Арзамасом" с добавлением цифрового индекса, причем этот индекс постоянно менялся, очевидно, чтобы сбить с толку вражеских шпионов. Некоторое время Саров обозначали как "Арзамас-60", затем - "Арзамас-75", потом - "Арзамас-16". Также встречались названия "Горький-130" и "Москва-300". Дополнительную путаницу вносило то, что в партийных документах он с 1954 года проходил как "город Кремлёв". Вряд ли в мире найдется еще хоть один город, носивший так много имен в столь короткий промежуток времени.

В Сарове-Кремлёве-Арзамасе разработали и изготовили первую советскую ядерную бомбу РДС-1, успешно испытанную 29 августа 1949 г. Официально ее так и не приняли на вооружение, однако в 1949-51 годах на том же заводе №551 собрали еще 28 таких бомб, которые хранились на заводской территории в подземном железобетонном бункере под охраной спецполка МГБ. Это был "зародыш" советского ядерного потенциала. В дальнейшем там же появились очередные изделия - РДС-2, РДС-3 и первый крупносерийный ядерный боеприпас РДС-4 "Татьяна" мощностью 30 килотонн, пригодный для доставки к цели фронтовыми реактивными бомбардировщиками Ил-28.

После появления у США в 1960-е годы разведывательных спутников, способных фотографировать любые наземные объекты, дальнейшее засекречивание Сарова стало бессмысленнным. Тем не менее, в Советском Союзе упорно продолжали делать вид, будто такого города не существует, несмотря на то, что его спутниковые снимки начали появляться на Западе даже в открытой печати. Только после распада СССР город был рссекречен, хотя его режимный статус сохраняется, поскольку КБ-11, ныне носящее не очень благозвучное название РФЯЦ (Российский федеральный ядерный центр) продолжает ковать термоядерный щит, а заодно и меч.

Напоследок в качестве курьеза можно упомянуть о том, что в 1993 году, в разгар бурного романа тогдашних российских властей с вашингтонской администрацией, Саров объявили побратимом американского центра по разработке ядерного оружия Лос-Аламос. Это "побратимство" не отменено до сих пор, хотя сейчас оно выглядит как черный юмор.
Далее - подборка иллюстраций, относящихся как к "старорежимному" Сарову со Свято-Успенской пустынью, так и ко времени его превращения в ядерный арсенал.

0_a0cf0_272fcaf6_XXXL

Саровская пустынь в начале ХХ века.

0_b33b5_cfecc578_XXXL

Почетные граждане Сарова готовятся преподнести хлеб-соль прибывающему в город на богомолье царю Николаю Второму. Поклонникам РКМП стоит обратить внимание на то, что даже ради столь знаменательного события двое из них так и не смогли позволить себе сапоги, да и у остальных обувка не блещет.

0_b33c2_52a0f29e_XXXL

Царь с царицей и свитой в Сарове.

Central-Hall-Reactor-A

Сборка первого советского промышленного ядерного реактора для наработки оружейного плутония.

Fuchs-Fat-Man-dimensions

Доставленная по разведывательным каналам из США схема американской атомной бомбы Fat Boy, ставшей прообразом для изделия РДС-1, и габаритно-весовой макет для отработки аэродинамической формы первого советского ядерного боеприпаса.

Model-of-the-bomb (1)

Деревянный макет боезаряда РДС-1 на каком-то испытательном стенде, назначение которого мне неведомо.

8185364038_2c25a8cc32_b

Копия РДС-1 в Саровском музее атомного оружия. Справа - модель памятного знака, установленнного на месте первых советских ядерных испытаний.

berechino_karta06

Фрагмент рассекреченной советской топокарты с "городом Сарова", но без ядерного центра.

arzamas_4r0173a

Снимок Сарова с американского разведывательного спутника. Внимательные и любознательные могут сравнить его с картой.
Метки:

Записи из этого журнала по тегу «география»


промо omchanin январь 16, 13:00 10
Разместить за 100 жетонов
Пришла пора делать пост №5 про омские блоги, разделенные на 2 части. Вообще в омском ЖЖ лоцируется под 300 блогов, так что тут только те, что я знаю. В первой части одни блоги nims55 - про крыши, было/стало, историю newomsk - история max_sky - про самолеты…

  • 1
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal сибирского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

В те же годы Берия руководил строительством комбината в г.Челябинск-40,потом 60,теперь г.Озерск.
Именно здесь создавался плутониевый заряд для атомной бомбы .Пауэрса сбили при подлете к нему. Город до сих пор закрыт.Раньше был прекрасный город, улицы шампунем мыли)Сейчас- как и везде...

Железногорск будет вам интересен. Рекомендую.

Видел в 1995-м, Икарусы стояли у ЖДВ в Красноярске, мог сесть...

Нестор Махно, почему рекомендуете этот город? Вас с ним что-то свя3ывает?

В 2010м году предлагали ехать туда работать, но т.к. были условия по секретности, то отказался. В связи с этим предложением много искал информации о городе, окрестностях и особенностях жизни.
Вообще до сих пор поражают меня масштабы советских программ, которые позволяли на голом месте построить наукоград или супер-завод и город-спутник для персонала на 30-50 тысяч жителей.
При этом то, что творилось в этих городах в 90е, это тихий ужас. Радует, что сейчас картина улучшилась и деньги наша страна снова начала в ЗАТО вкладывать стабильно.

Понятно.
Мои родители познакомились в этом городе. А потом родился я. Как раз в том году, когда запустили подземный радиохимический завод.

Ну,поезд Москва - Берещино - предмет обсуждения на ж.-д. форумах на протяжении практически двух десятилетий))). Наряду с электропоездами ЗАТО Железногорск, веткой в Заринск и линией Славутич - Семиходы.

Edited at 2017-06-17 12:28 (UTC)

у нас под боком Степногорск с уникальной системой

Это да. ЭР-22 до сих пор здравствуют.



Edited at 2017-06-17 14:04 (UTC)

Транспортная система Степногорска общедоступна, поэтому хорошо исследована и описана. А вот линии в ЗАТО - другое дело)

Это мекка для жд фотографов, много куда ездит их поснимать...

ой, очень интересно! если уж взялся за гуж, то давай еще больше фоток, карт, схем (до СССР, во время СССР и после)!

сейчас Гугл Планета Земля есть

ой, нах мне твой сраный гугл сдался - надо поработать на материалом: собрать фокти, карты всех времен и добавить свои уникальные комментарии!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account