omchanin (omchanin) wrote,
omchanin
omchanin

Categories:

Омский автобусный завод и его продукция

Оригинал взят у mib55 в Омский автобусный завод и его продукция
Многие омичи знают, что на Ипподромной улице Омска находится некий автобусный завод, крупная вывеска которого сразу бросается в глаза. Когда-то этот завод назывался просто - "Омский авторемонтный завод №1", а его основным профилем был, как следует из названия, капитальный ремонт различной автотехники. Основанный в военные 1940-е, изначально он занимался ремонтом грузовых автомобилей (первой моделью, ремонт которой был налажен на АРЗ-1, стал ГАЗ-АА/ММ), а спустя какое-то время стал специализироваться на капремонте автобусов, преимущественно модели ЛиАЗ-677. Автобусным же завод стал в 1993 году, когда на нём решено было организовать сборку автобусов ЛиАЗ-5256 из машинокомплектов, поставляемых Ликинским заводом. Тогда по инициативе руководства ЛиАЗа была организована Ассоциация "Автобус", в которую помимо самого ЛиАЗа и его смежников вошли 18 различных авторемонтных предприятий, на которых планировалось организовать сборку автобусов ЛиАЗ, в их числе был и Омский АРЗ-1. Но дело в Омске, увы, не пошло: в 1993-1994-х годах было собрано всего три автобуса! Известно, что в Омск было поставлено 5 машинокомплектов ЛиАЗ-5256, но пошли ли они все в дело - неизвестно. Выглядели автобусы омского производства примерно так же, как автобус из омского ПАТП-7 на фото ниже. Есть вероятность, что этот автобус 1994 года выпуска, проработавший на городских маршрутах до 2007 года был произведён именно на ОАЗе.

ЛиАЗ-5256

Несмотря на проблемы с выпусков ЛиАЗов, на ОАЗе удалось наладить серийное производство других пассажирских транспортных средств: вахтовых автомобилей на шасси стандартных грузовиков. По предварительным данным, первым типом вахтовок, освоенных на заводе, стала модель 9437 на шасси ГАЗ-3307, таких машин в разных вариантах была выпущена не одна сотня. Вот пассажирский 15-местный (не считая мест в кабине) вариант такой вахтовки, машина до сих пор работает в городском управлении благоустройства.

ОАЗ-9437 ГАЗ-3307 УБ

Такие автомобили попадали даже на военную службу: вот машина одной из омских воинских частей.

ОАЗ-9437 ГАЗ-3307 Армия

Но чаще всего вахтовки модели 9437 встречаются в роли авариек различных служб. Вот аварийка "Омскэнерго", причём это не обычный автомобиль, а электроизмерительная лаборатория ЭИЛ-10Т, которая выпускалась тоже в Омске, на заводе им. Козицкого!

ОАЗ-9437 ГАЗ-3307 ЭИЛ-10Т 2

Большая часть вахтовок выпускалась в грузопассажирском варианте, с разделённым на две части кузовом. Вот одна из таких машин, служившая у омских телевизионщиков.

ОАЗ-9437 ГАЗ-3307 ОРТПЦ

А вот аварийка "Тепловой компании", с прицепом - сварочным аппаратом.

ОАЗ-9437 ГАЗ-3307 ТК

Грузопассажирские версии 9437 были у и того же "Омскэлектро", причём обратите внимание: кузова ставились не только на шасси ГАЗ-3307, но и на старые ГАЗ-53. Скорее всего, имела место распространённая когда-то практика, когда предприятие-заказчик посылает на автозавод своё шасси, чтобы на него там установили нужный кузов.

ОАЗ-9437 ГАЗ-53

Аналогичные вахтовые автомобили использовали и почтальоны, причём расположение окон могло варьироваться, по желанию заказчика.

ОАЗ-9437 ГАЗ-53 Почта

Минимум одна из омских вахтовок служила даже в качестве милицейского автомобиля спецмедслужбы при вытрезвителе!

ОАЗ-9437 Спецмедслужба
фото: Кобриц А.Ю.

Производился на ОАЗе и полностью грузовой вариант этого же автомобиля. Его можно отличить от других фургонов по характерной форме кузова и габаритным фонарям.

ОАЗ-9437 фургон ГАЗ-53

Аналогичные квадратные кузова ставили и на полноприводные ГАЗ-66, эта машина получила свой индекс: ОАЗ-3231.

ОАЗ-3231

А вот какой индекс был у омских вахтовок на шасси ЗИЛ, узнать пока не удалось.

ОАЗ-9437 ЗИЛ-130

Кроме полноразмерных кузовов, на Омском автобусном в небольших количествах выпускали и аналогичные кузова меньшей размерности, для установки на шасси "ГАЗели" ГАЗ-3302. Такие машины носили индекс ОАЗ-27311.

ОАЗ-27311 ЖЭК

Несколько таких машинок попали в Комбинат специальных услуг, где работали в печальной роли катафалков.

ОАЗ-27311 КСУ

А наибольшее количество ОАЗ-27311, в грузопассажирской версии, было поставлено в "Омскгоргаз" для работы в качестве авариек.

ОАЗ-27311 Горгаз

К сожалению, производство автобусов и фургонов на Омском автобусном давно свёрнуто и основной статьёй дохода предприятия является сдача в аренду своих площадей. Но выпущенные на нём вахтовки, аварийки и фургоны продолжают колесить по улицам Омска и других городов. Кстати, кроме моделей, фото которых я предложил вашему вниманию, мне встречались и другие вахтовые автомобили, кузова которых очень похожи на продукцию ОАЗа, но данных по ним пока нет. История омской автобусной промышленности ждёт дальнейшего изучения.
Tags: автобус, завод №29, промышленность
Subscribe

  • Отличная книга генерала Плиева

    Прочитал на одном дыхании книгу Иссы Плиева. Всем рекомендую. Книга интересна тем, что изнутри описывает опыт боевого применения кавалерийских…

  • Про фильм "Атака" и 1941 год

    Есть интересный фильм 1986 года "Атака", про учения танкистов и молодого лейтенанта, который всё хотел делать не по шаблону, в итоге на…

  • Про роман "Белая гвардия"

    Добрался тут до булгаковского романа "Белая гвардия". Кто не читал, действие романа происходит в Киеве, с конца ноября 1918 по январь 1919…

promo omchanin январь 16, 2017 13:00 17
Buy for 100 tokens
Пришла пора делать пост №5 про омские блоги, разделенные на 2 части. Вообще в омском ЖЖ лоцируется под 300 блогов, так что тут только те, что я знаю. В первой части одни блоги nims55 - про крыши, было/стало, историю newomsk - история max_sky - про самолеты…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments