?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Секреты омской оборонки – что же производили омские «почтовые ящики»?
omchanin
В "Ореоле" вчера вышла моя очередная заметка в рубрике "Тайны третьей планеты". Она уже лежит в рубрике Колумнистика http://bk55.ru/kolumnistika/article/36852/

Решил я подступиться в огромной и интересной теме прошлого омской оборонки. Вчера был первый материал. Тут - авторская версия. Необходимый пост для прочтения до того как http://omchanin.livejournal.com/1087244.html

Омск всегда славился своими оборонными предприятиями. В былые времена этими предприятиями гордились, а страна давала им ордена. Однако что конкретно производил каждый завод, за что конкретно страна высоко оценивала труд того или иного коллектива – всегда оставалось тайной за семью печатями.

В те времена говорить об этом было нельзя, а сегодня нет уже и той страны, и той техники, да и многих тех заводов тоже уже нет. Однако у нас есть возможность пройти сквозь время и вспомнить, конечно же, не всё, это невозможно, но хотя бы те несколько предприятий, которые в сложнейших условиях брались и делали то, что от них требовал Советский Союз, вспомним и ассортимент их «изделий».

Великое и могучее управление точного машиностроения СССР курировало три омских предприятия: завод №174, «почтовый ящик №216» и «почтовый ящик №8». Под ними скрывались «Трансмаш», завод подъемных машин и завод кислородного машиностроения. И если про Трансмаш или Танковый завод все более-менее ясно, то вот о двух других заводах и их производствах омичи практически ничего не знают.

Итак, омский завод наземного оборудования или «п/я №216» (в последствии Омский завод подъемных машин, ОЗПМ) был создан на базе уже построенного в северной промзоне г. Омска комбайносборочного завода в самом начале 60-х гг. В стране появился новый род войск – ракетные войска стратегического назначения (РВСН) и под них срочно нужно было производить необходимые машины и агрегаты. Никаких специальных производств не было, под нужды ракетчиков или перепрофилировали существующие заводы или строили новые. Омскому «п/я №216» доверили выпускать установщики ракет, гидродомкраты, лифты для спуска в ракетные шахты и другую продукцию. Объем производства в середине 60-х составлял 12 млн. рублей в год при числе работников в 2500 человек, значительная часть которых перешла сюда с завода №174.

Одним из первых изделий ОЗПМ стал установщик 8У210, агрегат, который позволяет установить ракеты в вертикальном положении на стартовый стол или опустить в ракетную шахту.
8У210.jpg


8У210 предназначался для работы с наземным вариантом ракеты 8К63, а следующий продукт ОЗПМ, установщик 8У224 – для более мощной ракеты 8К65.
8У224.jpg

Потом были установщики для ракет шахтного базирования, в том числе 8Т178 для тяжелых ракет 8К67 и 8К69.
8Т178.jpg

Стоит отметить, что установщики 8У210 попали вместе с ракетами на Кубу в 1962 году, а после прослужили верой и правдой до конца 1980-х гг., когда ракеты 8К63 и 8К65 были сняты с вооружения.


Сменялись поколение ракетных комплексов, а с ними менял ассортимент своей продукции и ОЗПМ. Пошли установщики для самой массовой ракеты СССР, легендарной «сотки» Челомея и ее модификаций (15У26, 15У98),
15У26.jpg

сделаны были установщики для первой в СССР твердотопливной ракеты 8К98, спроектированной самим Королевым – 15У39.
15У39.jpg

Еще позднее завод производил агрегаты 15Т146 и 15Т283 для самых мощных ракет, которые стоят на вооружении до сих пор -  15А35 и 15А18М. Это значит, что техника, построенная на омском заводе подъемных машин, служит до сих пор.

15Т146 и 15Т283.jpg

Кроме установщиков, ОЗПМ производил лифты для спуска в шахтные пусковые установки ракет и в шахты, где находились командные пункты полков и дивизий РВСН. Это изделия 15Т158, 15Т217, 15Т238, 15Т173, 15Т256. А испытания этих лифтов, да и установщиков с макетами ракет производилась в специальной построенной шахтной установке, размещенной прямо в цехе ОЗПМ. Цех и шахта дожили до наших дней, однако сам завод в 90-е остался без военных заказов и тихо умер. Но история и слава завода живы в памяти его работников да вот малочисленных летописцев.

В том же ракетном направлении работал и омский завод кислородного машиностроения (ОЗКМ) или «п/я №8», что расположился на окраине Амурского поселка. Он изготовлял автомобильные кислорододобывающие (КДС) и азотодобывающие станции (АДС), универсальные станции газификации жидкого кислорода, мембранные компрессоры и другие изделия. В середине 60-х объем производства составлял 8 млн. рублей, а работало там 1200 человек. Самым известным изделием ОЗКМ была азотная станция АДС-50, производительностью 50 м3 азота в час. Использовалась она на всех ракетных комплексах начала 60-х годов – с ракетами 8К63, 8К65, 8К67 и 8К75 и применялась для производства азота, который использовали для продувки баков ракет перед заправкой. Выглядела как автобус с необычной крышей.
АДС-50.jpg
Вот такой небольшой экскурс в славную историю омской промышленности. В следующих публикациях мы обязательно продолжим знакомиться с тайнами омской оборонки как из прошлого, так и из настоящего. Следите за публикациями.
Подписаться на Telegram канал omchanin

promo omchanin january 16, 2017 13:00 17
Buy for 100 tokens
Пришла пора делать пост №5 про омские блоги, разделенные на 2 части. Вообще в омском ЖЖ лоцируется под 300 блогов, так что тут только те, что я знаю. В первой части одни блоги nims55 - про крыши, было/стало, историю newomsk - история max_sky - про самолеты…

  • 1
В связи с последними событиями, видимо, придется возрождать

Нет, все, увы, безвозвратно ушло. Юргинский машзавод будет делать номенклатуру ОЗПМ, если придет час

  • 1