omchanin (omchanin) wrote,
omchanin
omchanin

Category:

Невидимый город

Забытые районы Омска: Сортировка


Седая равнина на самой границе подавляющего дух путника Мордора. А может быть, мы уже за его границей? Дымы остатков мощной индустрии всевластного Черного Властелина еще развеваются над хладным безвременьем... Лучи заката бережно касаются труб зданий-линкоров, а вокруг тихо-тихо, и лишь снег, давно уставший от суровой мордорской зимы, недовольно скрипит под ногами случайно забредшего сюда исследователя.

Так писал один мой знакомый, потомок рода, о предках которого, как думается мне, обязательно я напишу отдельную заметку. А писал он о месте, про которое я и поведу свой небольшой рассказ (весь курсив в тексте - его).

1. Нужно сразу сказать, что сортировочных станций, тех, что мы знаем под названием Омск-Сорт было 2 в двух немного разных местах. Изначальная сортировка возникла в период с 1900 по 1916 год. Ее место четко обозначено на карте 1917 года. Эта станция имела выход на основной ход Трансиба только в район вокзала. Из карты и существующего расположения улиц совершенно очевидно, что привычный нам выход с Омск-Сорт в сторону Транссиба возник гораздо позже строительства сортировки. Смотрите, для прорубания линии пришлось сносить дома пос. Силивестровский.  Вот, на карте 1917 года Мельничный пер. оказался "перерезан" новой жд. Да и остальные улицы, что оказались по разные стороны от насыпи, являются продолжениями друг друга. Так, Никитина переходит в Лагоды, Вузовская (Мельничный) в Ушинского (Мельничный) и т.д. Этот выход в сторону востока - уникальный, так как имеет один из максимальных естественных уклонов - подъем на 6 м. за 1 км. пути.



Как ни странно, та изначальная сортировка - не миф и не ошибка составитетелей карты. Следы той, первой сортировочной станции сохранились до сих пор. Расположена она была в направлении "ЗАПАД-ВОСТОК".  Большинство из путей и следов, правда, оказались  на территории КБТМ, но их отлично видно со спутника. Но часть путей есть и снаружи, Более того, часть той первой станции живо до сих пор - это подъездные пути и пути на территории Энергоучастка РЖД . Вот они. 

http://www.wikimapia.org/#lat=54.9223822&lon=73.3816364&z=19&l=1&m=s

А вот пути сортировки на территории КБТМ
http://www.wikimapia.org/#lat=54.9200793&lon=73.3913916&z=18&l=1&m=s

Соединяющие первоначальную сортировку пути с основным ходом Трансиба частично сохранились.  Вот одна из соединялок старой сортировки на проданной уже территории КБТМ. Я снимал башню, но и пути хорошо видно. По гуглу легко можно проследить, что они идут как раз на бывшую  старую сортировку.



До сих пор сохранился артефактный тупик с артефактными же низкопрофильными рельсами, год выпуска этих рельсов я не видел, так как они засыпаны. Уверен, что этот тупик был частью путей первой сортировки. Направление путей - "Запад-Восток". Дата на рельсах должна подтвердить этот факт. Так что прошу, искатели, копайте!



А вот отличный артефакт, один из последних (кроме него, пожалуй, только стобы КС), что указывает на когда-тошнюю мощь этого места. "Штаб" 4-го околотка. Околотки нарезались на дистанции по определнному принципу, который лучше всего тут могут объяснить профессиональные железнодорожники. Место штаба - в районе переезда на 1-й Тоннельной.


 2. Вторая сортировка на современном месте возникла после того, как стало понятно, что старый Омск-Сорт перестает справляться с объемом грузов. Но расширять его было проблематично, поскольку с юга станцию поджимали заводы, а с двух сторон почти вплотную стояли жилые дома. Перестала устраивать и длина путей станции. Составы удлинялись, а старую станцию удлинять было некуда. Ускорила перенос станции на новое место ВОВ. Часть территории и путей старой сортировки поглотил Танковый завод. Станцию передвинули дальше, поменяв ее направление с "ЗАПАД-ВОСТОК" на "ЮГ-СЕВЕР". Выросла и длина станции. Если прежний Омск-Сорт был длиной всего уть более 1 км., то новый стал уже почти 2,5 км. А для выхода с новой сортировки на юг была построена обводная железная дорога, проходящая прямо по берегу оз. Чередовая. А рядом с ул. Сортировочной, появилась ул. Новосортировочнвая, расположеннная ближе к новому Омск-Сорт.


Следы этих путей вдоль Чередухи можно найти до сих пор Например, если ехать по ул. 1-я Комсомольская, то на дороге есть характерный "бугор", подъем и спуск с заброшенной жд насыпи. Вот он.


Так же сохранились следы путей прямо в торец ул. 1-я Комсомольская со стороны Омск-сорт на высоком склоне. Вот фото южной горловины Омск-Сортировочного.


3. Последняя переделка Омск-сорт была связана с закрытием путей вдоль оз Чередовое и открытия, соотвественно, новой обводной жд. Из-за это пришлось полностью менять схему движения поездов и строить жд путепровод для заезда поездов на Омск-Сорт. В настощее время этот путепровод полузаброшен, пути под ним разобраны.


На месте старой Сортировки был построен небольшой микрорайон, имевший адрес 1-я тоннельная. Причем этот топоним был дан не от брошенного жд путепровода, а от еще дореволюционного тоннеля в створе нынешней ул. 1-я Советская - 1-й Красной Звезды. К сожалению, осенью 2010 года микрорайон оказался полностью уничтожен. Отчего , почему  и зачем это произошло - совершенно непонятно (фото не мое)



Когда заброшенный путь с различимыми под снегом шпалами пересекает неожиданно возникшую прямо перед носом улицу, ведущую в самый настоящий тупик, нужно сворачивать. А рядом стоят четыре аккуратных, хотя и потрепанных дома, в которых живут не орки, а вполне добропорядочные граждане Гондора. Их никто не трогает - время зверских набегов на Осгилиат и Минас-Тирит далеко в прошлом, и жители этих домиков, когда-то стоявших прямо рядом с потоками транспорта и даже мощных боевых машин, спокойно трудятся днем на работе, а вечером спешат (пешком или на авто - ближайшие остановки общественного транспорта далековаты) к своим очагам.

Увы, вот фото этого же места сегодня. Обращаю внимание на столбы - они стоят точно так же! А домов нет - Мордор поглотил и уничтожил их!


Давно нет и самой Сортировки. В этом году исполнится 15 лет с момента ликвидации станции, оформленного указом.

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ (ГУБЕРНАТОР) ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 16 августа 1996 г. № 329-р

О ЗАКРЫТИИ СТАНЦИИ ОМСК-СОРТИРОВОЧНЫЙ
ЗАПАДНО-СИБИРСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

В связи с незначительным объемом погрузки, выгрузки вагонов, закрытием сортировочного комплекса и с целью сокращения непроизводительных расходов разрешить Омскому отделению Западно-Сибирской железной дороги закрыть станцию Омск-Сортировочный по п. 3 Тарифного руководства № 4 МПС с включением ее в состав станции Омск-Пассажирский с сохранением всех железнодорожных услуг для грузоотправителей, грузополучателей.

Глава Администрации
(Губернатор) области
Л.К.Полежаев

От всей станции живым остается только вагоно-"чинильное" депо ВЧД-2, пути на Энергоучасток, пути на Телезавод и немного путей ТЭЦ-2. Выходы и входы на станцию ликвидированы, в живых остался только самый изначальный путь-соединялка ст. Омск-Сорт и Омск-Пасс, обозначенный на карте 1917 года. Вот еще несколько фото
Закат на Омск-сорт (фото не мое)


Пути ВЧД-2 Омск-Сорт. Одно из немногого, что осталось от станции. Пути забиты сломанными вагонами (фото не мое). ВЧД-2  уверенно держит 2-е место на ЗСЖД по объему ремонтных работ.


 
Северная горловина Омск-Сортировочного. Выход и подъем к Трансибу


Единсвтенное, что живое в северной части станции - пути с ТЭЦ, что раньше вели на Омск-Сорт и к Трансибу, пришлось "затупиковать".


Пути на юге - полуживые. Осталось два крайних - первый и последний пути Омск-Сортировочного. Первый используется для проезда на Энергоучасток. Последний, с лругого края станции - когда-то вел  на территорию Телезавода, по ним еще 1,5 года назад подвозили мазут для котельной. Но с переводом ее на газ пути бросили на произвол судьбы. Использовать их уже нельзя.


Мертвая станция, ее сердце, место сортировочной горки. Вагоны катились с  нее с севера на юг. Основной заход на Омск-Сорт был с востока.



Последнее, что связывает Омск-Сорт и основной ход Трансиба. Соединялка "Омск-Сорт - Омск-Пасс". Справа - ТЭЦ-2, слева - КБТМ, сзади - ВЧД-2


 

Tags: История Омска, Омск-Сорт, сортировка, телезавод
Subscribe

promo omchanin january 16, 2017 13:00 17
Buy for 100 tokens
Пришла пора делать пост №5 про омские блоги, разделенные на 2 части. Вообще в омском ЖЖ лоцируется под 300 блогов, так что тут только те, что я знаю. В первой части одни блоги nims55 - про крыши, было/стало, историю newomsk - история max_sky - про самолеты…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments