Другие территории - по тегу "проект планировки"

Первым поселением возле железнодорожного вокзала Омска стала станица Атаманская или Атаманский хутор. Восточнее станицы по другую сторону вокзала возник Белый городок. Здесь находились жилые дома высококвалифицированных рабочих и инженеров. Затем за полосой отчуждения дороги по другую сторону улицы Вокзальная примерно к 1903 году образовался Омский выселок. Позже он был назван Селиверстовским поселком.

Здесь создавалась инфраструктура железной дороги – были построены железнодорожная больница, школа, водонапорная башня. Южнее были построены железнодорожные мастерские и локомотивное депо.

С 1922 года поселок значится как Семипалатинский, поскольку его пересекал Семипалатинский тракт с дорогой на Павлодар. В 1935 году поселок назывался Сталинским городком. Позже – именем Дзержинского. Сейчас – Привокзальный.

Поселок застраивался по четкой квартальной схеме. Лишь в северной части в районе улиц Озерных структура несколько нарушена, так как здесь еще какое-то время находились озера. В центре поселка располагалась базарная площадь. В 1935 году мастерские стали мощным паровозовагоноремонтным заводом. Его территория значительно расширилась, рядом была построена ТЭЦ-2, которая должна была обеспечить завод и поселок электричеством.

Таким образом, поселок, оказавшись со временем в петле железнодорожных путей и предприятий, получил ограничения для дальнейшего развития. Существующая застройка представлена в основном индивидуальным жильем. Общественный центр поселка в настоящее время еще не сформировался.

На госохране состоят несколько объектов культурного наследия. Это водонапорная башня по улице Карбышева, железнодорожная больница с корпусами 1903 года и 1930 года, главные железнодорожные мастерские (1896 г.), локомотивное депо станции Омск (1895 год) и Водонапорная башня станции Омск.

Но в этом поселке имеется немало других объектов, являющихся предметом историко-искусствоведческого интереса и представляющих архитектурную ценность. К ним можно отнести жилые дома по ул. Павлова № 7, 11 и 15, а также дома по ул. Карбышева, 8 и Вокзальной, 2. Это первые кирпичные дома советского Омска.

Есть и интересные образцы деревянной архитектуры. Такой уголок исторической застройки можно было бы здесь сохранить в небольшом объеме на улице Павлова.

К исторически ценной застройке также можно отнести жилой дом инженерно-технических работников вагоноремонтного завода по ул. Вокзальная, 1. школу по ул. Добролюбова, дом по ул. Добролюбова, 20 и профессиональный колледж по ул. Избышева, а также фабрику-кухню по ул. Карбышева.


Основные задачи в районе

Самый главный принцип организации территории – сохранение существующей планировочной структуры.

Новый транспортный каркас – основная магистраль по ул. Карбышева, Избышева и Некрасовской, и дороги по ул. Зенькова и Вокзальной (обозначены синим). То есть в итоге со строительством этих дорог мы получаем центральный квартал, ограниченный этими главными улицами. Расширения магистрали потребует снос ряда частных домов, предлагается комплексное завершение застройки внутри этого квартала с новым жильем. Здесь предложено построить четыре жилые группы средней этажности (оранжевый цвет) и две группы смешанной застройки (желтый цвет). Здесь же формируется общественный центр квартала и всего поселка в целом (красный цвет). Другими площадками для нового строительства являются отдельные выборочные площадки за счет сноса аварийного жилья с учетом комплексной застройки кварталов средней этажности (темно-оранжевый).

Больше половины территории частного сектора "Омскгражданпроект" предложил оставить под регенерацию малоэтажной застройки, и в этом отличие от генплана. Такое соотношение малоэтажной и многоэтажной застройки в институте считают оптимальной для такого обособленного района.


Проект планировки предусматривает высадку зеленых насаждений, где это только возможно реализовать. Планируется создание небольших скверов и пешеходных бульваров.

Общественный центр предлагается сформировать в центральном квартале с размещением здесь культурно-досугового центра со школой искусств, спортивно-оздоровительного комплекса, торгового комплекса с офисами. Перед общественными зданиями предусматривается центральная площадь с организацией сквера.

Основа транспортной схемы.
Предусматривается реконструкция существующих улиц. Ширина проезжей части магистралей районного значения принимается на первую очередь 8 метров, на перспективу – 15 метров. Предусмотрены новые направления общественного транспорта - кроме существующих Карбышева и Вокзальной новые направления пропуска автобусов задуманы по ул. Зенькова и Некрасовской.

Для постоянного хранения машин предусмотрено строительство паркингов и открытых автостоянок (в синих кружках).

Существующий тоннель под жд путями от улицы Карбышева с выездом на пр. Маркса не отвечает современным требованиям и поэтому на перспективу предусматривается строительство нового тоннеля с раздельной стеной и 4 полосами движения.

Итого по фантазиям
Территория в границах проекта планировки – 450 га. Это жилой район Привокзальный (170 га) и промышленно-коммунальная зона (280 га).
Площадь территории скверов по проекту – 2 га. Минимальная общая площадь жилья достигается порядка 390 тыс. кв. метров. Общая площадь сносимого ветхого жилья – 28 тыс. кв. метров. Минимальная численность населения при нормативе 32,9 кв. м на человека составит 11,8 тыс. человек. Для них потребуется строительство еще одного детского садика, а двух школ пока достаточно. Необходимо порядка 2 тыс. новых парковочных мест, которые по плану располагаются в основном на прилегающих территориях и в коммунальных зонах. Сейчас здесь насчитывается 1 тыс. мест для парковки. Увеличения населения быть не должно – предполагаются, что они просто будут улучшать свои жилищные условия.

Journal information