omchanin (omchanin) wrote,
omchanin
omchanin

Categories:

Кто убивает муниципальный транспорт в Омске?

В Бизнес-курсе вчера вышла моя очередная заметка. Тут - авторская версия.

Последние две недели высветили всю безысходность и тупиковость ситуации с муниципальным транспортом в Омске. При этом в соседнем Кузбассе ситуация на порядок благополучнее. Как такое возможно?

Страшная авария на Сыропятском тракте вскрыла, в общем-то, то, что было секретом Полишинеля – гигантские переработки водителей муниципального транспорта, в первую очередь автобусов, которые являлись следствием копеешной базовой заработной платы водителей, которая, в свою очередь, проистекала из хронического безденежья муниципальных парков. К слову, так же у нас «перерабатывают» и врачи, и учителя, и половина страны.

Но в омском муниципальном транспорте переработки теперь запрещены, в ПАТП оказалось под сотню лишних автобусов, на которых просто некому работать, эти сто автобусов не выходят на маршруты, а имеющиеся водители скоро начнут массовый исход из ПАТП потому, что, работая по норме, они ничего не заработают. Таким образом, это, по идее, должно ускорить смерть омского муниципального транспорта, которая  и так неминуема, поскольку практически не происходит обновления подвижного состава.



Средства на покупку новых трамваев, автобусов, троллейбусов – это вечная головная боль транспортников. В тариф эти деньги не дает включать РЭК Омской области, потому что в этом случае он вырастет до 25 рублей и выше. Деньги на обновление могла бы подкидывать сама область, как это делает, например, губернатор Тулеев в Кузбассе, но у нас с приходом Назарова с этим делом полная тишина.

Очевидно, что муниципальный транспорт, выполняя социальную функцию, не может конкурировать с нелегалами, не может обходиться без дотаций, ибо к тому же еще платит все налоги и отчисления. В бюджете г. Кемерово предусмотрены средства на транспорт в размере 300 млн рублей на 2015 год и по 370 млн на 2016 и 2017 гг. Это в городе, где 500 тыс. населения. А вот что происходит в бюджете г. Омска с деньгами на транспорт (цифры взяты с сайта мэрии): 2012-й год – 536 млн, 2013-й  - 300 млн, 2014-й – 277 млн. 1-й квартал 2015-го – 52 млн, для сравнения 1-й квартал 2014-го – 82 млн рублей.

Таким образом, налицо хроническое и нарастающее недофинансирование муниципального транспорта в Омске. Следствием этого явилось сокращение маршрутной сети, особенно автобусной. В 2012-м муниципалы возили людей по 163-м маршрутам, год спустя их было уже 156, в прошлом году – 132. За три года – минус 31 маршрут! Нетрудно посчитать, через сколько лет уйдут и оставшиеся 132 маршрута – примерно за 12-13 лет!

За прошедшие три года муниципальный транспорт стремительно терял и пассажиров, причем автобусы теряли его сильнее всего. 144 млн. пассажиров автопарки перевезли в 2012-м, 115 млн – в 2013-м и лишь 93 млн – в 2014-м. Падение числа пассажиров автобусов – в 1,5 раза! Трамвай потерял за три года поменьше, с 15 до 12 млн, троллейбус чуть больше трамвая, но меньше автобуса: с 27 до 20 млн. В целом муниципальный транспорт потерял за эти три года 61 миллион пассажиров! При стоимости проезда в 18 рублей - это потерянный миллиард рублей выручки!

Понятно, что часть из этих потерянных пассажиров просто ушла с общественного транспорта на личные машины, рост числа автомобилей на 10% показывает, примерно, сколько людей пересело на авто. Но остальные-то куда делись? Ясно, что они ушли к частным перевозчикам! Этих пассажиров мэрия без боя сдала своим конкурентам! Но почему же частники в Омске процветают, а муниципалы загибаются? Взять, например, уже упомянутое Кемерово – там нет ничего подобного. У них на линии ежедневно выходят 720 единиц транспортных средств: 221 муниципальный автобус, 371 единица частника и 128 единиц электротранспорта. Перевозчиков всего четырнадцать на полумиллионный город!

Для эффективной организации транспортного обслуживания населения там создано муниципальное предприятие «Управление Единого заказчика транспортных услуг». На их сайте утверждается, что: «Кемерово — один из немногих городов Сибири и Дальнего Востока, руководству которого удается сохранить полный контроль над работой пассажирского транспорта, в том числе «коммерческого».

Получается, можно добиться и контроля и управляемости «частниками», было бы желание и возможности. А вот тут на помощь муниципалам должны приходить областные власти, которые должны на региональном уровне создавать соответствующую законодательную базу, в том числе в части административных правонарушений. А так же помогать должны региональные управления федеральных структур, которым по роду обязанностей иногда нужно и «власть» употреблять для обуздания зарвавшихся перевозчиков, которые, конечно же, есть везде, но для этого нужно желание, воля, диалог и взаимодействие всех трех уровней власти на местах.

В Омске и области, нужно признать, не прослеживается ничего из вышеперечисленного. Все уровни власти привычно винят во всем нищий бюджет, после чего происходит очередное сокращение бюджетного финансирования, очередное сокращение маршрутов. Но, помилуйте, Кемеровская область – это не менее, а может, даже и более проблемный регион, там более серьезный спад производства, хуже демографическая ситуация. Однако там, очевидно, власть работает и работает эффективнее омской. Выводы делайте сами.


Tags: бизнес-курс, городской транспорт, мэрия, транспорт
Subscribe

Posts from This Journal “городской транспорт” Tag

promo omchanin январь 16, 2017 13:00 17
Buy for 100 tokens
Пришла пора делать пост №5 про омские блоги, разделенные на 2 части. Вообще в омском ЖЖ лоцируется под 300 блогов, так что тут только те, что я знаю. В первой части одни блоги nims55 - про крыши, было/стало, историю newomsk - история max_sky - про самолеты…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments