omchanin (omchanin) wrote,
omchanin
omchanin

Category:

Загадка радиальной планировки городка Нефтяников в Омске

Блестящая серия постов Константина о главной загадке г. Нефтяников - его радиальной планировке.

Начало http://sibariana.livejournal.com/157934.html, часть №2 http://sibariana.livejournal.com/158197.html, часть №3 http://sibariana.livejournal.com/158301.html

Напоминаю, что ktospark передал мне уникальную реликвию, генплан 2-й очереди Нефтяников за подписью самой Слотинцевой. Этот генплан немного опровергает некоторые выводы Константина, тем интереснее нам будет встретиться и обсудить это. Ну, в частности, на месте "Кристалла" не должно было его быть, как и исполкома на месте исполкома

Оригинал взят у sibariana в Промутопия-4. Новый старый город. Загадка радиальной планировки
Первый же взгляд на планировку Нефтяников выявляет некую странность – радиальное расположение улиц. В советском градостроительстве такое практически не встречается, а если и попадается, то объясняется объективными причинами – например, продолжением исторически сложившейся застройки или сложностью рельефа. Прямоугольная планировка, то есть расположение улиц перпендикулярно друг другу, считалась настолько привычной, что даже не требовала дополнительных указаний.
Мне неизвестен ни один советский город или городской район, воздвигнутый на пустом месте, который бы имел радиальное (или сегментное) расположение улиц.
Нефтяники – имеют.
Отчасти это можно объяснить расположением крупных градообразующих элементов относительно первоначальной «жилой трапеции». Один радиус от ядра застройки (улица Нефтезаводская) имеет направление на заводоуправление, то есть в сторону  входа на заводскую территорию. Другой радиус (ул. Химиков, бывшая Магистральная) в целом совпадает с направлением на Комбинатскую, станцию  городской железной дороги, которой предназначено было обслуживать нефтезавод, ТЭЦ-3  и жилмассив.  Налицо прагматичность,  устанавливающая кратчайшее расстояние между узловыми точками транспортировки людей и грузов.
И все – же: стоило ради этого вводить весьма сложную уличную схему, которая до сих пор дает о себе знать неразберихой в застройке окружающих кварталов?
Я рискну сделать попытку на время забыть о бритве Оккама и «увеличить число сущностей без необходимости», то есть ввести дополнительные гипотезы помимо тех, которые имеют простое и достаточное объяснение.
Планировка соцгородка 1950-х  копирует центральную часть губернского города конца девятнадцатого века, что, как мои уважаемые читатели понимают, невозможно по идеологическим и инженерным причинам. Тем не менее, достаточно сопоставить  две схемы, и становится  трудно избавиться от впечатления, что одна повторяет другую.

Я намеренно привожу не современную схему центральной части Омска к северу от Омской крепости, так как за последние полвека она была искажена до неузнаваемости.
Итак, план Омска 1917 года.
(схема 3:. Планировка и идеологические схемы Бутырского форштадта)

12918-3-4 схема 3
Центральная часть форштадта Бутырский в пределах  Тарской улицы от  условной границы Омской крепости до Крестовоздвиженского собора. Я использую подлинные названия культовых сооружений, так как они имеют особое значение и являются маркерами идеологической схемы. Крестовоздвиженский собор – нынешняя «церковь на Тарской»,  кафедральный собор Успения Пресвятыя Богородицы – нынешний Успенский «у Маяковского». Наконец, разрушенная, но отмеченная крестом, раскопками и многочисленными материалами в СМИ и ЖЖ – Воскресенский военный собор,  один из старейших на тот момент и находящийся в пределах крепости.
Улица Тарская,  как политкорректная,  сохранила свое изначальное название. Она зародилась из тракта, связывающего Тару с Омском.
На данной схеме нас интересуют в первую очередь еще две улицы, расходящиеся веером от точки, теоретически (и примерно) совпадающей с Тарскими воротами Омской крепости.  Капцевича (ныне Красный Путь), - дорога к прииртышским деревням правого берега: Захламино, Николаевка,  Ново-Александровка и так далее до Чернолучья, если бы кому-то хватило терпения следовать извивам Иртыша.  Скорбященская (ныне Гусарова) – дорога в направлении деревень вдоль реки Оми. Как наглядно видно,  все перечисленные улицы обязаны своим происхождением дорогам, по которым из крепости=Омска можно было попасть в другие населенные пункты
Представленная планировка, во многом стихийная, сложилась в середине девятнадцатого века и выглядит  весьма похожей на планировку Нефтяников.


Тарская  соответствует проспекту Культуры.
Капцевича – Нефтезаводская.
Скорбященская – Химиков
Проспект Мира – Казанковская или Александровская.
(схема 2: Исторический центр Нефтяников)
Можно ли считать это совпадением? Или  мы имеем дело с осознанным стремлением противопоставить устаревшему центру Омска новое сосредоточение  жизни  в соцгороде?  Нефтяниками этот казус точно не осознавался.  Планировка могла иметь  целью воздействие не только на сознательном уровне. Вполне возможно,  губернские архитекторы начала двадцатого века и генпланисты соцгородка полвека спустя исходили из неких архетипов, которые диктовали схожие решения.
Веерное расположение улиц, расходящихся от центра, характерно для старинных русских городов. Типичный русский город располагался «в углу» -на стрелке  - при слиянии двух рек и далее мог развиваться как сектор, ограниченный двумя берегами (в случае Омска – между улицами Капцевича и Скорбященской, между Иртышом и Омью). Естественное развитие города происходило от центра – кремля, детинца, соборной площади. Продольные улицы расходились веером от центра, поперечные – шли параллельно контуру площади или стене кремля, то есть имели вид сегмента окружности.
При выборе принципа планировки Нефтяников могли быть колебания между утилитарностью прямоугольной сетки улиц и более сложной веерной системой – в Нефтяниках они совмещались, что давало весьма сложный рисунок улиц и, как представляется, ничем не оправдано.
Если исходить из представлений проектировщиков, всё-таки отчасти настоявших на своей позиции, то заводской посёлок рассматривался ими как новый полноценный город. Точнее  - новый - «старый», который являлся возрождением в новых условиях  исконных русских традиций и воплощением в контурах промутопии. Действительно, странный проект для мастерской мэтра конструктивизма…
В дальнейшем планировка Нефтяников не стала развёртыванием первоначального импульса – следующему поколению проектировщиков эти замыслы были неизвестны или же не имели для них никакого значения. В конечном итоге возобладала прямоугольная планировка, наиболее простая и утилитарная. В пределах «трапеции» произошло другое достаточно интересное явление – хотя  градостроительные фантазии не получили продолжения, зато на первоначальный эскиз наложилась идеологическая схема, запечатлённая в названиях улиц и расположении главных градостроительных объектов.

Окончание см http://sibariana.livejournal.com/158830.html

Tags: генплан, нефтяники
Subscribe

Posts from This Journal “нефтяники” Tag

promo omchanin january 16, 2017 13:00 17
Buy for 100 tokens
Пришла пора делать пост №5 про омские блоги, разделенные на 2 части. Вообще в омском ЖЖ лоцируется под 300 блогов, так что тут только те, что я знаю. В первой части одни блоги nims55 - про крыши, было/стало, историю newomsk - история max_sky - про самолеты…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments