Начало http://sibariana.livejournal.com/157934.html, часть №2 http://sibariana.livejournal.com/158197.html, часть №3 http://sibariana.livejournal.com/158301.html
Напоминаю, что
Оригинал взят у
Мне неизвестен ни один советский город или городской район, воздвигнутый на пустом месте, который бы имел радиальное (или сегментное) расположение улиц.
Нефтяники – имеют.
Отчасти это можно объяснить расположением крупных градообразующих элементов относительно первоначальной «жилой трапеции». Один радиус от ядра застройки (улица Нефтезаводская) имеет направление на заводоуправление, то есть в сторону входа на заводскую территорию. Другой радиус (ул. Химиков, бывшая Магистральная) в целом совпадает с направлением на Комбинатскую, станцию городской железной дороги, которой предназначено было обслуживать нефтезавод, ТЭЦ-3 и жилмассив. Налицо прагматичность, устанавливающая кратчайшее расстояние между узловыми точками транспортировки людей и грузов.
И все – же: стоило ради этого вводить весьма сложную уличную схему, которая до сих пор дает о себе знать неразберихой в застройке окружающих кварталов?
Я рискну сделать попытку на время забыть о бритве Оккама и «увеличить число сущностей без необходимости», то есть ввести дополнительные гипотезы помимо тех, которые имеют простое и достаточное объяснение.
Планировка соцгородка 1950-х копирует центральную часть губернского города конца девятнадцатого века, что, как мои уважаемые читатели понимают, невозможно по идеологическим и инженерным причинам. Тем не менее, достаточно сопоставить две схемы, и становится трудно избавиться от впечатления, что одна повторяет другую.
Я намеренно привожу не современную схему центральной части Омска к северу от Омской крепости, так как за последние полвека она была искажена до неузнаваемости.
Итак, план Омска 1917 года.
(схема 3:. Планировка и идеологические схемы Бутырского форштадта)

Центральная часть форштадта Бутырский в пределах Тарской улицы от условной границы Омской крепости до Крестовоздвиженского собора. Я использую подлинные названия культовых сооружений, так как они имеют особое значение и являются маркерами идеологической схемы. Крестовоздвиженский собор – нынешняя «церковь на Тарской», кафедральный собор Успения Пресвятыя Богородицы – нынешний Успенский «у Маяковского». Наконец, разрушенная, но отмеченная крестом, раскопками и многочисленными материалами в СМИ и ЖЖ – Воскресенский военный собор, один из старейших на тот момент и находящийся в пределах крепости.
Улица Тарская, как политкорректная, сохранила свое изначальное название. Она зародилась из тракта, связывающего Тару с Омском.
На данной схеме нас интересуют в первую очередь еще две улицы, расходящиеся веером от точки, теоретически (и примерно) совпадающей с Тарскими воротами Омской крепости. Капцевича (ныне Красный Путь), - дорога к прииртышским деревням правого берега: Захламино, Николаевка, Ново-Александровка и так далее до Чернолучья, если бы кому-то хватило терпения следовать извивам Иртыша. Скорбященская (ныне Гусарова) – дорога в направлении деревень вдоль реки Оми. Как наглядно видно, все перечисленные улицы обязаны своим происхождением дорогам, по которым из крепости=Омска можно было попасть в другие населенные пункты
Представленная планировка, во многом стихийная, сложилась в середине девятнадцатого века и выглядит весьма похожей на планировку Нефтяников.

Тарская соответствует проспекту Культуры.
Капцевича – Нефтезаводская.
Скорбященская – Химиков
Проспект Мира – Казанковская или Александровская.
(схема 2: Исторический центр Нефтяников)
Можно ли считать это совпадением? Или мы имеем дело с осознанным стремлением противопоставить устаревшему центру Омска новое сосредоточение жизни в соцгороде? Нефтяниками этот казус точно не осознавался. Планировка могла иметь целью воздействие не только на сознательном уровне. Вполне возможно, губернские архитекторы начала двадцатого века и генпланисты соцгородка полвека спустя исходили из неких архетипов, которые диктовали схожие решения.
Веерное расположение улиц, расходящихся от центра, характерно для старинных русских городов. Типичный русский город располагался «в углу» -на стрелке - при слиянии двух рек и далее мог развиваться как сектор, ограниченный двумя берегами (в случае Омска – между улицами Капцевича и Скорбященской, между Иртышом и Омью). Естественное развитие города происходило от центра – кремля, детинца, соборной площади. Продольные улицы расходились веером от центра, поперечные – шли параллельно контуру площади или стене кремля, то есть имели вид сегмента окружности.
При выборе принципа планировки Нефтяников могли быть колебания между утилитарностью прямоугольной сетки улиц и более сложной веерной системой – в Нефтяниках они совмещались, что давало весьма сложный рисунок улиц и, как представляется, ничем не оправдано.
Если исходить из представлений проектировщиков, всё-таки отчасти настоявших на своей позиции, то заводской посёлок рассматривался ими как новый полноценный город. Точнее - новый - «старый», который являлся возрождением в новых условиях исконных русских традиций и воплощением в контурах промутопии. Действительно, странный проект для мастерской мэтра конструктивизма…
В дальнейшем планировка Нефтяников не стала развёртыванием первоначального импульса – следующему поколению проектировщиков эти замыслы были неизвестны или же не имели для них никакого значения. В конечном итоге возобладала прямоугольная планировка, наиболее простая и утилитарная. В пределах «трапеции» произошло другое достаточно интересное явление – хотя градостроительные фантазии не получили продолжения, зато на первоначальный эскиз наложилась идеологическая схема, запечатлённая в названиях улиц и расположении главных градостроительных объектов.
Окончание см http://sibariana.livejournal.com/158830.html
Journal information