?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Новые ростральные фонари для Любинского проспекта
omchanin
Мне только непонятно, почему 8 фонарей делается. Два в сквере Дзержинского, два у Ленина на Музейной и два - на горке Любинского. А еще два - это какие? У памятника орденоносным городу и области? Так он вроде не вошел в зону реконструкции, иначе бы там уже колбасили во всю.

Оригинал взят у vdovinea в Реконструкция сквера Дзержинского. Фонари.
Друзья, вы наверное помните, что в прошлом году сняли один старый чугунный и очень красивый фонарь с входной группы сквера Дзержинского со стороны администрации города. Так вот, после прочтения моего последнего поста про реконструкцию Любинского, зам. директора компании «Идеал-Строй» прислал мне очень интересный материал про тот самый фонарь и его клонов.

01. Красавец новый фонарь на заводе в Санкт-Петербурге.
готовая опора.jpg

Оказывается, наши советские фонари неремонтопригодны от слова совсем! Если их разобрать, то больше не соберешь, а их крепёжные элементы сгнили и деформированы  - опоры развалятся. Также, как сообщает компания «Идеал-Строй», чугун, из которого сделаны фонарные столбы, низкого качества, в нем много раковин и пузырьков – прочность низкая и, что главное, неравномерная.

02. Вот такие дефекты скрываются под слоем краски.
IMG_0628.jpg

03. Ну а это уже особенности технологии литья тех времен.
IMG_0629.jpg

Компанией было принято решение воссоздать все 8 фонарей вновь с использованием новых технологий. Новые опоры будут в точности соответствовать внешности старых фонарей и даже красивее из-за технологических особенностей современных методов литья.

04. Вот один из примеров: основание фундамента в старых фонарях было разъёмным - технология тех лет позволяла выполнить её только таким образом. На новых фонарях основание будет цельным - современные технологии литья по выплавляемым моделям. Да и качество материала (чугуна) существенно выше прежнего.
J3L_IVOr2r0.jpg
К сожалению, чертежи существующих опор не были найдены в городских архивах Омска. Силами "Идеал-Строя" опора была демонтирована с гранитного основания, каждая составляющая опоры была упакована и автотранспортом доставлена в Санкт-Петербург на завод «АрхиМет - Апекс».
Для создания новых моделей каждый элемент фонаря был очищен пескоструйным методом и методом выжигания, были произведены замеры основных габаритов деталей и всех посадочных мест.

05. Отпескоструенные детали опор старого фонаря.
чаша и капитель стар.jpg

06. Самая сложная деталь опоры - капитель. Это старый отпескоструенный экземпляр.
капитель стар.jpg

Современные цифровые технологии позволяют выполнить компьютерное сканирование деталей, их последующую компьютерную доработку и изготовление моделей на 3-х и 5-ти координатных станках.

Вот что рассказывает директор завода «АрхиМет - Апекс», Осипов Николай Сергеевич.

При производстве оригинальных изделий была использована очень сложная и трудоемкая технология, я бы ее назвал «кусочной формовкой», она требует колоссальных трудозатрат - сложнейшая отливка, неоправданно сложная.

Для производства одной капители (всего их необходимо 8 шт) - это один из 12 элементов конструкции фонаря колонны. Мы вырезаем специальные изделия на пятикоординатном станке, одно изделие изготавливается в течении 5 дней, далее оно отправляется в плавку для изготовления так называемых «корок». При отливке одного изделия получается 1-2 бракованных изделия, что заставляет готовить не 8 деталей а 12-16. Если обычно одна модель позволяет отлить до 8 деталей, то в данном случае (при оптимистичном сценарии) одна модель позволяет отлить 1 деталь (мы же делаем на одну деталь 2 модели). И если практически все детали отливались без проблем, хоть и были сложны по форме, то две верхних капители по стоимости и трудозатратам сопоставимы с целым фонарем.

07. Модель капители из пенопласта сразу после  5D станка.
модель после станка.jpg

Технологически сначала идет полная зачистка деталей, далее фотографирование, цифровая обработка и создание цифровой трехмерной модели (твердотельная модель – компьютерная модель), далее модель переводится в программу для работы пятикоординатного станка, далее на станке готовится модель из специального материала (который выжигается при заполнении формы чугуном), потом происходит вакуумная формовка (специальные вакуумные опоки) и после этого заполнение формы чугуном. Форма делается таким образом, чтобы при заполнении её чугун равномерно поднимался, выжигая модель. Основной момент в успешной отливке - это правильно выполнить систему отведения газов при выжигании. Такая форма фонарей очень осложняла задачу по устройству выпоров.

08. Работа 5D станка.
работа станка.jpg

Как же были сделаны наши старые фонари – готовится изделие из дерева, далее делается форма из холоднотвердеющих смесей, форма составная, после застывания деревянная деталь убирается и в форму заливается чугун.
У верхних же капителей так сделать невозможно, потому что все завитушки не позволят без разрушения разобрать форму (не избежать повреждения слепка) для извлечения модели. Но проблема еще и в том, что такой рисунок детали и все мельчайшие завитки делают очень затруднительным отвод газов (возникают воздушные пробки из-за внутренней загнутости деталей) при заливке, что ведет к огромной выбраковке. Поэтому на все такие точки необходимо устанавливать дополнительные выпоры для отвода газов.

09. Модель капители для отливки.
модель для формы.jpg

Почему демонтировали и отправляли фонари на производство, а не оцифрововали на месте?

Для того чтобы можно было "снять форму" необходимо было выполнить очень качественную очистку от лакокрасочного покрытия (почистить, отжечь и дробеструить). Все это позволило выявить/определить настоящий рисунок деталей.
При обработке было выявлено, что качество литья существующих деталей имело дефекты такие как: наплывы, рытвины, пригары, надолбы (что скорее всего было следствием применения при литье песка низкого качества), кроме того имелись множественные сколы, сквозные и поверхностные трещины как результат эксплуатации и воздействия окружающей среды (множество этих дефектов было скрыто лакокрасочным покрытием).
Поэтому перед оцифровкой (фотографированием) устранялись вышеописанные дефекты (срезка наплывов, шпатлевание рытвин и трещин). Потому что любая промодель (первичная модель) должна быть высочайшего качества.
Есть градация: первичная модель (высочайшее качество), промодель (качество высокое), модель (более низкое качество) и отливка (первичное качество).

Есть ли возможность не воссоздания, а реконструкции существующих фонарей?

Принципиально такая возможность есть. Сколы можно наварить, трещины можно заварить, но было утрачено много элементов и их необходимо было воссоздавать. Чтобы после восстановления собрать фонарь обратно, ему необходимо было заново обрабатывать соединительные поверхности, а их износ уже критичен (ржавчины, сколы). Более того, внутренняя коррозия отдельных элементов делает их дальнейшую эксплуатацию небезопасной. Но в любом случае, восстановленные фонари простояли бы не более 10 лет.

10. Старое основание.
основан стар.jpg

11. Новое основание.
основание опоры нов.jpg

12. Новая чаша светильника.
чаша светильника нов.jpg

И главное, внутренний стержень фонарей, то, на чем собирается все изделие, полностью изношен, элементы держатся уже за счет коррозии.
Ржавчина и грязь является соединительным элементом и после очистки останутся зазоры, не позволяющие работать изделию как единому целому.
Более того, все соединительные элементы делались ранее из простых металлов, сейчас же выполняются оцинкованными с дополнительной коррозионной обработкой, что существенно увеличит эксплуатационный срок.

Вот так вот!


Подписаться на Telegram канал omchanin

Записи из этого журнала по тегу «ростральные колонны»


promo omchanin january 16, 2017 13:00 13
Buy for 100 tokens
Пришла пора делать пост №5 про омские блоги, разделенные на 2 части. Вообще в омском ЖЖ лоцируется под 300 блогов, так что тут только те, что я знаю. В первой части одни блоги nims55 - про крыши, было/стало, историю newomsk - история max_sky - про самолеты…

  • 1
Снимаются фонари у Ленина и напротив администрации. Ставят на входных группах сквера Дзержинского (у Иверской, у Врубеля, у перехода к тц Омский, напротив администрации)

Итого 4 входных группы - это 8 фонарей!

Хорошо :)
Вот, когда сквер засадят деревьями и деревья подрастут - будет отличный сквер!

Деревья вырастут лет через 8-10.

а которые стояли на подпорных стенках на горке Любинского куда "ушли"?

Переданы балансодержателю. Из старых фонарей планируют выбрать целые детали и ими отремонтировать существующие. Но это город будет делать.

Там же чинить нечего - чугунный столб как у этих, и на нем 4 чугунных кронштейна с венчанием этакой конусной основой под верхний шар - По-правильному надо делать новые столбы, и на них крепить новые кронштейны - ибо состояние чугуна там такое же как и у этих... И да - восторжествовала историческая справедливость - в город привезли 10 одинаковых фонарей - одну пару мы потеряли при строительстве успенского собора - а теперь 8 новых будут установлены, к имеющимся 2-м возле Доски Почета это какраз 10...

Edited at 2016-04-27 13:10 (UTC)

Я извиняюсь за непросвещенность: Почему потеряли? Разве они там были и где они стояли?

Одна пара стояла на входе в Сквер пионеров. И была утеряна при строительстве Собора - даже дело пытались завести - на складах Мостовика были найдены варварски разбитые чугунные и гранитные обломки... теперь место дислокации меняется - у Ильича не будет - это можно сказать одна пара переедет через дорогу ко входу в сквер на Площади. Вторая пара встанет у музея Врубеля, третья будет на своем историческом месте - со стороны Администрации, остаются не тронутыми две пары - на Тарской и у Доски Почета. Но нам решили увеличить(сначала не допетрил) число фонарей - еще одна пара встанет со стороны выхода из подземного перехода у ТЦ Омский. Итого - фонарей будет 12 штук. Но это при условии что не тронут те что у Доски почета. Загвоздка сейчас в том - что станется с теми которые сняли с подпорной стенки - их состояние было немногим лучше чем у этих - что там появится, и что там собрались перебирать - непонятно.

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal сибирского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Почему они "ростральные"? Вот странная придумка, Омск - морской порт, типа того. Это так же, как местный абрикос сакурой называть.

Дело даже не в "морском" статусе, на ростральных колоннах (или фонарях) должны быть рострумы, а тут их нет. Просто Игорю слово понравилось, вот и пользует его не по назначению. :)

кхм. Я бы сказал, что да, вполне БЫЛ морской порт. В нашу гавань заходили корабли очень издалека. Даже из Америки. ))

Интересно, что звёзды на основаниях оставили. Обычно теперь реконструкции делают так, что от оригинала ничего не остаётся, особенно элементов, напоминающих об ужасах советской оккупации.

Бо "ужасах", об "окупации"?

Да вы, батенька, болен!

Нам же обещали ПОЛНЫЕ и ТОЧНЫЕ КОПИИ исторических образцов - посему сбивать звезды в угоду кому бы то ни было нельзя.

Да видели мы уже этих точных копий, начиная особняком за ТЦ и заканчивая Военторгом и гостинцей Москвой. Был повод волноваться)

А разве конкурс ещё не кончился?


Как сделают интересно будет посмотреть общую картину

ну если на то пошло, то и форма плафонов была разной, это впотом поменяли большую часть на круглые

Изначально - в 50-е все плафоны были круглые. В 1970-х появились вазообразные плафоны - светильники СВД, простоявшие до 2004-5-го года. Впоследствии вернули шары.

  • 1