omchanin (omchanin) wrote,
omchanin
omchanin

Categories:

Баллада о проклятии Тартара

Оригинал взят у sibariana в Баллада о проклятии Тартара
Описание битвы английского экспедиционного судна и тартарийской эфирной башни в 1699 году, с приложением всех известных первоисточников

http://samlib.ru/editors/t/tkachenko_k_n/tar3.shtml

Событие, о котором речь пойдет ниже, относится к разряду несомненно имевших место быть, но перешедших в разряд легенд из-за отсутствия источников и многозначности толкования скудных свидетельств из третьих рук.

В 1699 году в северных морях произошел бой между английским экспедиционным судном "Рес-Хорс" под командованием коммодора Динрейзи с эфирной башней Великой Тартарии. В ходе боя, длившегося полтора дня, летающая башня разрушилась от огня артиллерии и рухнула в море, бриг же уцелел, хотя от него остался практически одни остов и треть экипажи - от "огненных бичей" дракобойцев. Остатки экспедиции благодаря счастливой случайности в виде русского коча смогли вернуться на родину. Руководство экспедиции пало в бою, судовые документы, инструкции и прочие бумаги погибли в пожаре (официальная версия), на обратном пути командование перешло к артиллерийскому офицеру, который не был посвящен во все детали плавания и смог только по памяти составить отчет, который канул в недрах Адмиралтейства.

Из него известны только вольные пересказы, позволяющие определить общий ход событий. Еще некоторые сведения можно почерпнуть из частного письма к дочери погибшего судового врача, а также своего рода инструкции по борьбе с эфирными башнями тартарийцев, имевшей хождение в первой половине восемнадцатого века в английском флоте. Отсутствие официальных материалов вполне объяснимо, так как "Рес-Хорс" нарушил запрет на плавание европейских судов в Северном Ледовитом океане, который был веден Московией полувеком ранее. Фактически сообщение по северным морям с Тартарией, а через нее и с Китаем все равно существовало вплоть до появления в Архангельске флота Петра Первого - но признаваться открыто в этом было нежелательным. Из описания событий выясняется, что Динрейзи умудрился нарушить еще какое-то тартарийское запрещение, после чего был немедленно атакован. Благовидный предлог по поиску Северо-Восточного прохода в Китай мог скрывать какую-то секретную миссию, так что вся история оказалась навечно похороненной в тайных архивах.
Неожиданным дополнительным источником сведений стала английская матросская песня "Баллада о проклятии Тартара". Она была записана в середине восемнадцатого века одним из английских осведомителей Комитатума при Правительствующем сенате, затем в переводе на латынь (рабочий язык Комитатума) представлена на очередное заседание петербургских экспертов по Тартарии в 1768 году, а затем опубликована в переводе на русский в 1856 году. Понятно, что от оригинального текста баллады после серии переводов остался только сухой пересказ. Если бы не название судна, деталей описания боя, совпадающих с отрывочными известиями об экспедиции Динрейзи , то балладу можно было бы отнести к моряцкому фольклору.
Но самое интригующее - в песни есть фрагмент о проклятии Тартара, о том, что англичане не смогут плавать по северным морям из-за того, что они уничтожили хранителя Севера(?) - Тартара, что может привести к нежелательным последствиям для людей и северной навигации. Поэтому судно с наименование "Тартар" должно обязательно находиться в воде или над поверхностью моря.
А ведь начиная с 1702 года во флоте Его (Ее) Величеств постоянно находится боевой корабль под названием "Тартар"... Закрадывается подозрение, что лорды Адмиралтейства всерьез приняли информацию (в данном виде или в каком-то другом - иначе к чему полное запрещение на доступ к отчету на протяжении трех веков?), и чтобы обеспечить присутствие HMS на севере, регулярно передавали имя "Тартар" новому судну. Традиция эта дожила до конца двадцатого века

Справка из Википедии в нашей реальности.

Десять кораблей Королевского флота, и как минимум, два других британских корабля назывались HMS Tartar, в честь мифологического Тартара:
HMS Tartar - 32-пушечный корабль 5 ранга; спущен на воду в 1702; понижен до 20-пушечного 6 ранга в 1729; разобран в 1732
HMS Tartar - 20-пушечный корабль 6 ранга строился по ревизии 1733 года; спущен на воду в 1733; разобран в 1755
HMS Tartar - 28-пушечный фрегат 6 ранга; спущен на воду в 1756; разбился в 1797
HMS Tartar - наемный куттер
HMS Tartar - 32-пушечный фрегат 5 ранга; спущен на воду в 1801; разбился в 1811
HMS Tartar - 36-пушечный фрегат 5 ранга спущен на воду в 1814; превращен в плавучую казарму в 1830; отправлен на слом в 1859
HMS Tartar - заказан для русского флота как винтовой корвет "Воин"; заложен на Темзе; реквизирован Британией в ходе постройки; спущен на воду в 1854; отправлен на слом в 1866.
HMS Tartar - минный крейсер; спущен на воду в 1886; продан в 1906
HMS Tartar - эскадренный миноносец типа Tribal; спущен на воду в 1907; продан в 1921
HMS Tartar (F43) - эскадренный миноносец следующего типа Tribal; спущен на воду в 1937; продан в 1948
HMS Tartar (F133) - фрегат типа Tribal; спущен на воду в 1960 продан Индонезии в 1984
Также:
HMS Tartar Prize - 24-пушечный корабль 6 ранга, бывший французский Marie Victoire; взят в 1757; затонул в 1760
Tartar (таможенный куттер) Tartar - приватир; потоплен 15 мая 1779 года французским кораблем Andromaque

Tags: Тартария, история
Subscribe

Posts from This Journal “Тартария” Tag

promo omchanin january 16, 2017 13:00 17
Buy for 100 tokens
Пришла пора делать пост №5 про омские блоги, разделенные на 2 части. Вообще в омском ЖЖ лоцируется под 300 блогов, так что тут только те, что я знаю. В первой части одни блоги nims55 - про крыши, было/стало, историю newomsk - история max_sky - про самолеты…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments