http://omchanin.livejournal.com/36142.html тут было про трамвайные планы с 1895 года
http://omchanin.livejournal.com/1923498.html тут про пуск трамвая
Итак, 7 ноября 1936 года первый трамвай пошел по городу, а к 1 января 1937 вся первая линия "сад Куйбышева" - ЖДВ, длиной почти 7 км. заработала полностью. Это был маршрут №1. Вот он, на фото
Вот точная трассировка это маршрута. Кольцо находилось на площади перед к/т Маяковского.
Затем трамвай шел по современным ул. Интернациональной, Гагарина, Либкнехта, Бударина, Щербанева, попадал на трамвайный мост, пл. Ленина, Лермонтова, Маркса, Серова, Марченко и вот он, вокзал. Помимо перевозки пассажиров трамвай сразу начал заниматься и грузоперевозками для ТЭЦ-1. Для этого были построены
1. Грузовая ветка по ул. Партизанской от моста до ТЭЦ-1 с тупиком на территории ТЭЦ.
2. Короткая ветка от ул. Маркса к путям товарной станции, что была между Водоканалом и Транспортным инеститутом.
Для грузовых перевозок были куплен специальный подвижной состав: открытые платформы и грузовые моторные вагоны, которые одновременно работали и в службе пути.
В том же 1937 году, в начале осени, линию маршрута №1 продлили в огромный по тем временам жилмассив Водников. Линия прошла по ул. Орджоникидзе, Октябрьской, Волховстроя. Ее длина составила 2,7 км. От нее живы до сих пор опоры http://omchanin.livejournal.com/1830210.html. Первоначально ее хотели проложить по Красному Пути, но там уже бегали автобусы, и сама ул. была чрезвычано узкой.
Кольцо устроили прямо на месте нынешнего минирынка "Дачный", на ул. 2-я Дачная. А кольцо у Маяковского осталось без маршурта. Обращаю внимание, что первые линии трамвая были сплошь однопутными, а для встречного движения существовали специальные разъезды, один их которых был, например, в створе 3-й Северной на Волховстрое. Их строили примерно каждые 600-700 метров. Таким образом, уже осенью 1937 года, меньше чем за 1 год, маршрут №1 соединил почти весь город, его длина была почти 10 км! Помимо 2-х конечных, промежуточные кольца были на Мясокомбинате, Лермонтова и Саде Куйбышева.
Но развитие трамвая на этом не прекратилось. В 1937 году стали строить две новые линии, маршрутов №2 и №3. Первая (маршрут №3) пошла по ул. Гусарова - Кемеровская - Челюскинцев до 11-й Ремесленной, ее длина 2,6 км. А вторая -(№2) по Лермонтова и 10-й линии до нынешней ул. Лизы Чайкиной, длиной 3,8 км.
Сначала, понятное дело, заработал маршрут №2 "ул. Лермонтова (Центр) - Новая загородная роща" в 1938 году. Вот он, на фото
В новой роще в мае 1940 года открыли ПКИО, так что у "двойки" пассажиров еще добавилось.
У "тройки" дела шли похуже, ее пустили только в 1939 году. Трамвай пошел по маршруту "Сад Куйбышева - 11-я Ремесленная". Но значение этой линии резко выросло, так как была построена окружная жд и на месте нынешнего Восточного рынка организовали угольный склад ТЭЦ-1, к нему от кольца на 11-й Ремесленной протянули трамвай, и теперь уголь стали возить не от Транспортного, а от 11-й Ремесленной.
В 1940 году появилась и "четверка". Этот трамвай пошел от г. Водников к Сельхозинституту прямо вдоль будущего Красного Пути, длина маршрута была чуть более 2 км.
Конечная была около оврага, вблизи нынешней остановки. Разворотного кольца не было, был тупик. На линии был 1 разъезд и всего 2 моторных трамвая. Обслуживала линия не только городок Сельхоза но и пос. КРасный Пахарь, а также пос. 6-го Кирпичного завода - далекую окраину тогдашнего города.
Таким образом ,с постройкой линии в Сельхоз трамвай полностью связал город от начала до конца линией в 12 км "Сельхоз - ЖДВ" + действовали еще 2 линии к восточным окраинам. Получается, всего за 4 года Омск получил прекрасную разветвленную современную рельсовую систему, с охватом основных транспортных направлений и пассажирских потоков. Длина системы составила почти 20 км. ЗА короткое время была решена транспортная проблема огромного по тем временам 300-тысячного города! И безо всякого метро. Линии на 1940 год вы можете увидеть на кликабельной карте, что уже была выложена мной
Или тут http://omchanin.livejournal.com/13622.html
Journal information