omchanin (omchanin) wrote,
omchanin
omchanin

Category:

Начало Горькой укрепленной Линии и старые омские тракты

Омская крепость, как известно, была центром Сибирских укрепленных линий, самой последней из которых была построена Пресногорьковская или просто Горькая линия, вот ее начало обозначено на старой карте, а полная схема есть в http://omchanin.livejournal.com/1370685.html и http://omchanin.livejournal.com/785768.html.



belyaefff предпринимал попытку показать все укрепления этой линии http://omchanin.livejournal.com/890993.html, проделал большую работу, но у него отстуствовали сведения про два первых звена этой линии. Про Иртышский редут появилась хорошая гипотеза http://omchanin.livejournal.com/1996928.html, но еще до него начинать нужно было с Елизаветинского маяка, именно это укрепление было первым на Горькой линии, а не Омская крепость, расположенная на другом берегу реки.

Место маяка, в общем-то, понятно, но от него ничего не осталось и не могло остаться


Как мне представляется, между редутами, маяками и крепостями Горькой линии был насыпан небольшой вал, собственно, и образуя ту самую линию. Вдоль этого вала и был проложен старый тракт в Петропавловск и далее. А, возмжно, что, чуть позже и прямо по нему, чтоб не пропадать добру. Еще в 1940 году Тюкалинский тракт до Мельничного был проложен именно так, как шла Горькая линия
11185_original.jpg

Начало Линии и тракта - 1-й Островский переулок.


Возможно, что до сих пор сохранился даже вал Горькой линии вдоль Птичьей гавани! Раньше я принимал его за начало Тюкалинского тракта http://omchanin.livejournal.com/23493.html


Чуть позже дорога на Петропавловск спрямилась, через Мельничное стали ездить на Тюкалинск и Тюмень, а Петропвловский тракт пошел через Чукреевку и Приветное. И начало этого нового тракта было уже на 3-м Островском переулке у новой пристани. А пристань Тюкалинского тракта сместилась в створ ул. Масленникова. Вот эти два тракта на карте 1940 года



Они сходились перед мостом через Замарайку, потом снова расходились. В этой части  эти старые дороги сохранились в своем начале почти полностью.

Вот та самая смычка перед Замарайкой, например.



Потом старый тракт на Петропавловск стал Тюкалинским и жив почти целиком вплоть до Петрушенко (ул. 70 лет Октября, Дианова) http://omchanin.livejournal.com/23493.html.  А вот новый тракт на Петропавловск был поглощен аэропортом, и был переложен еще несколько раз, пока не стал современным Исилькульским.

Tags: Большая островка, история Омска, линии, невидимый город, редут, старый тракт, тюкалинский тракт
Subscribe

Posts from This Journal “невидимый город” Tag

promo omchanin january 16, 2017 13:00 17
Buy for 100 tokens
Пришла пора делать пост №5 про омские блоги, разделенные на 2 части. Вообще в омском ЖЖ лоцируется под 300 блогов, так что тут только те, что я знаю. В первой части одни блоги nims55 - про крыши, было/стало, историю newomsk - история max_sky - про самолеты…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments