В тяжелые 90-е, когда объем перевозок по рекам стал падать, суда класса "река-море", которых в составе ИРПа было немало, вышли работать в дальние дали. Оказалось, что даже в этих далях себе и суда строили!
Оригинал взят у alex_seaman55 в «Иртыши», которые никогда по Иртышу не ходили!
Для начала давайте перенесемся мысленно в ту атмосферу, в 1996 год. Новая Россия, которую всё еще не слабо лихорадит от кризиса и политических передряг, город Омск, миллионник, который во времена СССР был крупным оборонным центром, но с развалом могучей державы испытывал не лучшие времена! Заводы закрывались, зарплата не платилась месяцами. Город, расположенный на юге Западно-сибирской равнины, на Внутренних Водных путях, реке Иртыш. Город, чьи берега не омывают океаны или моря, в нем нет морского порта, но именно здесь располагался офис одного международного морского грузоперевозчика и судовладельца, работающего уже тогда в бассейнах Балтийского и Средиземного морей. Речь идет об ОАО «Иртышское Речное Пароходство», компании, которая в нелегком 1996 году закладывала кили новых, современных судов смешанного море - река плавания в Германии и России!
Абсурд - скажете Вы!? И вовсе нет! Чистая правда!
В то время, государством была запущена программа обновления морского и речного флота и Иртышское Пароходство вместе с Беломорско – Онежским и Волго - Донским пароходствами активно участвовало в этой кампании. Первенцами серии из пяти теплоходов, становятся одновинтовые суда для перевозки генеральных и контейнерных грузов, проект 10535, класса «море - река» с гордыми названиями «Иртыш – 1» и «Иртыш – 2». Длинна 88,35 метра, осадка в полном грузу 4,4 метра, мощность силовой установки 1300 киловатт. В носовой части установлено подруливающее устройство, для удобства при маневровых операциях. На тот момент, это были современные мореходные суда, их огромный трюм не имел разделения переборками, что очень удобно при погрузке и перевозке крупногабаритных, нестандартных грузов. Однажды, в начале 2000-х годов, даже рассматривался вариант, перевозки этими теплоходами крупногабаритной установки из Европы, для модернизации Омского пивзавода, но к сожалению, этот план не осуществился. Так же суда оснащались системой подъема-опускания ходовой рубки. Это было сделано для уменьшения габаритной высоты при проходе под мостами, а также для улучшения видимости судоводителя, когда на палубе, на крышках трюмов, перевозятся контейнеры в два яруса.
Справедливости ради, надо сказать, что изначально, эти суда планировалось строить для Кубанского речного пароходства, но оно, в последний момент, отказалось от участия в программе. Кили новых теплоходов уже были заложены, а гарантом постройки выступало Министерство речного флота, поэтому пришлось в спешном порядке искать нового заказчика и вскоре он был найден. А на память об этом инциденте, на корпусах недостроенных еще судов, красовались объемные имена «Атаман Платов» и «Атаман Наливайко» вырезанные из металла и приваренные к бортам, которые потом пришлось срезать.
Теплоход «Иртыш -1» был построен полностью в Германии, но начинала строить его судоверфь Arminius Werke, а завершалось строительство на судоверфи Cassens в 1996 году. Для транспортировки недостроенного теплохода с одной на другую судоверфь, его пришлось частично разрезать, т.к. он не проходил по каналам и шлюзам Германии. Первым капитаном стал омич, Герасимов Георгий Константинович.
История же постройки второго теплохода, «Иртыш - 2», началась на нашей родине, в России. Заложено оно было в 1995 году, в городе Петрозаводск, на совместном российско – германском предприятии Onega Arminius Shipbuilders, организованном на мощностях Онежского судоремонтно-строительного завода.
т/х "Иртыш-2" на стадии достройки у заводского причала.
Прошли ходовые испытания в Онежском озере и судно было сдано в эксплуатацию 30 октября 1996 года.
На ходовых испытаниях. Онежское озеро. На ходовом мостике(с лева на право): Капитан Кетенчиев В. К., Второй помощник Красков Ю. А., Старший механик Юсупов Ю. И. 23.10.1996.
Первым капитаном этого теплохода, был мой отец, Кетенчиев Валерий Кубадиевич.
капитан т/х "Иртыш -2" Кетенчиев В. К.
Именно он участвовал в достройке, устранении недочетов и в проведении ходовых испытаний нового судна в Петрозаводске. К чести наших Российских судостроителей, недочетов было не много, а само судно было построено более качественно, что было особо отмечено немецкими судостроителями
.
Для настоящего капитана, принимать новое судно, только что спущенное на воду – это большая честь, но это- привилегия только опытных и грамотных капитанов, т.к. это большая нагрузка и очень серьёзная ответственность.
Торжественная речь капитана при спуске корабля на воду.
В центре кадра Яновский Иван Иванович, Генеральный директор ОАО "Иртышское Речное Пароходство"
У моряков существует много церемоний, поверий и традиций, одна из наиболее важных, это церемония спуска на воду нового корабля, при которой обязательно необходимо разбивать бутылку шампанского о штевень нового судна.
Бутылка шампанского летит на встречу борту нового судна, что бы быть разбитой вдребезги.
По традиции, бутылку разбивает женщина! Это на борту в море, она к беде, а на берегу при спуске на воду, у неё благая роль, она «крестная мать» судна! Бутылка должна разбиться с первого раза, иначе быть беде. Поэтому миссия у «крестной матери» очень ответственная!
"Крестная мать" т/х "Иртыш - 2". Жена третьего консула посольства Германии в городе Санкт Петербург.
Горлышко от этой разбитой бутылки, до сих пор хранится в семейном «музее». Для него, благодарные судостроители специально изготовили ящик с окошком в виде иллюминатора, на котором выгравировано «Первому капитану т/х «Иртыш – 2. Семь футов под килем» и дата 26 октября 1996 г. Город Петрозаводск.
Вместе с горлышком, осталась и первая печать судна, на память о временах, когда маленькое, но гордое сибирское Иртышское Речное Пароходство, могло строить современнейшие морские суда!
Печать фирмы Kairos, помните такую в Омске?
К сожалению, было построено всего два теплохода этого проекта из пяти. Государственная программа обновления флота была свернута из-за преобразования министерства, да и нагрянувший тяжелый кризис 1998 года уже не дал поднять голову и осуществить многие планы. После этого ОАО «Иртышское Речное Пароходство» уже больше ничего и никогда не строило. А суда до сих пор бороздят просторы морей и океанов, но уже с другими названиями и под чужими флагами, после смены судовладельца в 2012 году.
т/х "Иртыш-2" в полном грузу в море.
Вместо эпилога.
Стихотворение которое отец посвятил теплоходу «Иртыш-2», написанное много позже после работы на оном.
Свежая краска на корпусе
Борт, ну прямая стрела
Новый, как девушка юная
Плод – человека творца.
Бутылка шампанского вдребезги-
Счастливая будет судьба
Мать нареченная – женщина
«Иртыш-2» тебе имя дала.
Флаг за кормою полощется,
Гордо взлетев над тобой
Бравые парни российские
Будут гордиться собой.
Бал в честь тебя он закончится
Вечером выйдешь в поход
Осенняя Балтика хмурая
Волной штормовой обожжет.
Проверит характера качества
Курс как умеешь держать
И если всё правильно сладится
Удачу не надо искать.
При подготовке материала использованы фотографии из нашего семейного архива, семьи Кетенчиевых.
Journal information