?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Экскурсия на Сажевый завод
omchanin


В моем блоге тема омской промышленности занимает видное место. Я уже делал репортажи с:

Омсктрансмаша https://omchanin.livejournal.com/1929698.html и другие посты по тэгу завод № 174

Агрегатного завода https://omchanin.livejournal.com/1020951.html

Нефтезавода https://omchanin.livejournal.com/1810170.html

ТЭЦ-3 https://omchanin.livejournal.com/692834.html

ТЭЦ-4 https://omchanin.livejournal.com/1896461.html

ТЭЦ-5 https://omchanin.livejournal.com/1673333.html

И вот накануне профессионального праздника всех химиков мне удалось побывать на Омском заводе техуглерода (ОЗТУ), который у нас в городе все по-старинке зовут сажевым. Руководство предприятия организовало пресс-тур для СМИ и блогеров, чем продемонстрировало свою открытость и готовность к диалогу с населением Омска, что является очень и очень отрадным фактом!

По приезду на завод нас встретил Алексей Поддубняк, директор омского завода. Он очень скромный, выпускник ОмГТУ, просил его сильно не фотографировать. От него мы узнали, что омская производственная площадка – это лишь одно из подразделений большого холдинга Омск Карбон Групп, с заводами в Омске, Волгограде и Могилеве, логистическими центрами в Европе, Северной Америке, Балканском регионе и на Ближнем Востоке и центральным офисом в Омске. Всего в холдинге работает более 2000 сотрудников, средним возрастом 41 год и средней зарплатой по омскому заводу в 46 000 рублей.

В настоящее время холдинг по объемам производства техуглерода является номером один в России и СНГ, а в мире входит в десятку крупнейших игроков, производство в 2018 году по всему холдингу должно превысить 500 тыс. тонн, а к 2021 году ставится цель попасть в топ-5 мировых игроков. Это отлично! Уже сегодня омскую продукцию покупают Michelin, GoodYear и другие ведущие шинники мира.

Технический углерод широко используется в химической промышленности, в первую очередь, для придания особых свойств материалам. До 70% всей производимой сажи используется шинниками, еще 20% идет на производство всевозможных резинотехнических изделий и оставшиеся 10% - это пластики, краски, тонерные порошки. А сырьем для производства, в основном, служит продукция Омского НПЗ, в частности вакуумный газойль. Таким образом, ОЗТУ оказывается встроенным в нефтехимический кластер Омска, получая сырье с ОНПЗ и отгружая готовую продукцию, например, на Омскшину и НПП «Прогресс».

Нас всех очень интересовали вопросы экологии, тут слово взял Сергей Костарев и забросал руководство завода вопросами. Тут на фото он только готовится )))
IMG_8263.JPG

Выяснилось следующее. Разумеется, такой огромный химзавод (его площадь – более 40 га) не может не оказывать экологического воздействия на окружающую среду. Но по факту в 2017 году объем выбросов составил 64 % от разрешенного.
IMG_8264.JPG

На предприятии не скрывают, что во времена СССР вопросам экологии в целом по стране и на ОЗТУ уделялось остаточное внимание. В 90-е вообще стоял вопрос выживания завода. Но с начала 2000-х, когда экономика стабилизировалось, а общество стало обоснованно предъявлять новые требования, предприятие кардинально изменило подход к экологическим вопросам. Так, существует отдельный цех, который занимается высадкой цветов, деревьев и кустарников, причем не только на территории предприятия, но и в санзоне, размер которой составляет 1 км.

Запахи с территории завода, которые, по понятным причинам, беспокоят омичей, скоро исчезнут практически окончательно. Дело в том, что их источником была старая открытая эстакада слива сырья. Теперь же на заводе строится новая, закрытая эстакада, которая избавит омичей от запахов. Инвестиции в проект приличные, эстакада должна заработать осенью 2018 года.

Постоянно уменьшает предприятие и выбросы твердого техуглерода, чем во времена раннего СССР вообще никто не заморачивался. Рукавные фильтры для этих целей изготавливает отдельный цех ОЗТУ, они заменяются раз в 12-15 месяцев. Это позволяет в настоящее время улавливать 99,9% твердых частиц углерода. Вот он, на фото.
IMG_8309.JPG

Попутные газы, 100% которых раньше сжигали бесцельно, сегодня утилизируются на собственной мини-ТЭЦ, мощностью 18 МВт. Да, ОЗТУ давно и полностью обеспечивает себя собственной дармовой электроэнергией. А котельная ОЗТУ, работающая на газе, дает тепло и горячую воду не только заводу, но и всей Московке и Московке-2.

После ответов на вопросы и инструктажа по ТБ мы надели спецодежду и каски и  поехали на производство, смотреть, как делают техуглерод и контролируют его качество

Сначала посетили цех №4, где готовят сырьё
IMG_8281.JPG

Операторская. Идет работа, производство на ОЗТУ, понятное дело, непрерывное, 24 часа в сутки, в 3 смены
IMG_8271.JPG

Этот цех отвечает за резервуарный парк. В резервуары закачивается сырье, хранится, подогревается, а потом оттуда оно подается в производство. Все автоматизировано. Емкости, их наполнение и другие параметры - всё, как на ладони
IMG_8273.JPG

Мощные насосы цеха №4 осуществляют перекачку из резервуаров на производство
IMG_8278.JPG

Затем автобус подвез нас к цеху №3. Отмечу, что на ОЗТУ - собственный автобусный парк для доставки работников на завод, служебки ходят ежедневно по десятку маршрутов. Самый длинный - с 11-го микрорайона, через Телецентр и центр города - к заводу.
IMG_8286.JPG

А вот и один из входов в цех №3, он из числа главных на заводе. Потоки №1 и №2
IMG_8284.JPG

Что такое технологический поток? Это цепочка реакторов и других аппаратов, на которых непосредственно получают техуглерод и доводят его до товарного вида
IMG_8288.JPG

Там при температуре 1950 градусов и получают чистый техуглерод. В реактор можно заглянуть через закопчённое стекло ))
IMG_8289.JPG

Фрагмент техпотока. Никого из работников не видно, потому что нет необходимости бродить по цеху. Бродим только мы ))
IMG_8290.JPG

Мозг цеха №3, потоки 1,2,3,4. Кондиционеры, компьютеры, серверы
IMG_8297.JPG

2 оператора всего управляют огромным цехом
IMG_8292.JPG

После цеха №3 мы поехали в лабораторию. На территории завода то тут, то там стоят фуры, в том числе и из ЕС, ждут погрузки. 70% отгрузки идет автотранспортом, 30% - по жд.
IMG_8303.JPG

Во всех цехах завода, в АБК, на проходных - везде висят сертификаты на продукцию.
IMG_8277.JPG

У входа в АБК - велопарковка. Погода в момент экскурсии была не совсем велосипедная ))
IMG_8305.JPG

Лаборатория, она же цех №19, занимает целый этаж
IMG_8306.JPG

Здесь контролируют качество продукции, выбросы и всё, что только можно измерить и проконтролировать
IMG_8314.JPG

IMG_8308.JPG

IMG_8313.JPG

IMG_8311.JPG

Потом мы вернулись в заводоуправление. Там, на входе - минимузей
IMG_8262.JPG
IMG_8261.JPG

Перед входом - Доска почета
IMG_8327.JPG

Великие люди.
IMG_8324.JPG

IMG_8323.JPG

У завода своя, почти персональная пожарная часть МЧС, №9.
IMG_8304.JPG

И собственные жд пути
IMG_8326.JPG
IMG_8325.JPG

И есть целая станция для собственных вагонов. А для фур готовится удобная площадка.
IMG_8317.JPG

На всякий случай - вакансии завода, вдруг кто заинтересуется.
IMG_8322.JPG

Советские еще часы. Они - как связь прошлого c настоящим ОЗТУ.
IMG_8320.JPG

Вот такой он,  Омский завод технического углерода.

Подписаться на Telegram канал omchanin

Записи из этого журнала по тегу «промышленность»


promo omchanin january 16, 2017 13:00 13
Buy for 100 tokens
Пришла пора делать пост №5 про омские блоги, разделенные на 2 части. Вообще в омском ЖЖ лоцируется под 300 блогов, так что тут только те, что я знаю. В первой части одни блоги nims55 - про крыши, было/стало, историю newomsk - история max_sky - про самолеты…

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal сибирского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Фотки с уходящей вдаль ж\д веткой красиво получились

собственные жд пути - это вообще недешевое удовольствие. Сырьё завод все получает по железке, а вот отгрузка - только 30%. В Европу проще грузить машинами. Да и на Омскшину тоже, 2 км до завода

Жаль паровозы не попались в кадр )

Много лет ездим на дачу к родителям в Осташково мимо сажевого завода. Более вонючего места в городе я не встречала. Особенно прикалывают огромные грузовики с европейскими номерами, которые крадутся по разбитой дороге к сажевому. Позорище руководству! Займитесь хотя бы под' ездами к своей "золотой корове".

Так а дороги делает город и в этом году у нас прорыв - полный ремонт Окружной дороги и других дорог в Октябрьском округе. Окружная - это непосредственный подъезд к ОЗТУ.

Да, запах - это проблема, ее обещают закрыть к осени, когда заработает новая закрытая эстакада налива, куда обещали пригласить прессу. Кстати, заодно проконтролируете и отпишетесь тут, как там станет, я и сам там катаюсь периодически, буду держать вопрос на контроле.



Edited at 2018-05-29 10:39 (UTC)

А что Костарев? В смысле, удовлетворен ответами на свои вопросы? А защитная лесополоса вокруг ЗТУ есть, или, как писал Иван Сысоев в своем блоге на БК55, ее снесли?

Edited at 2018-05-29 12:14 (UTC)

это надо у него спросить. Про полосу - у Сысоева, я не в курсе

Орис (Владимир) Брут (Лифантьев) через коптер в окно подглядывал?

Орис Брут (Владимир Лифантьев) всё врёт? Или не врёт?..

А я понятия не имею о том, что писал Орис, я не читал.

А чем пахло на подъезде к заводу? А на нём?..

на подъезде - ничем. На заводе пахло чем-то похожим на нафталин, около цеха №4.

Они за/против общ.контроля за работой предприятия?
Вас пустили, "всё показали", а на Брута накатали заяву? Или с ним уже всё ок?
Ведь, контроль за, допустим, зданием - вовсе не предполагает только контроль исключительно лицевого фасада... Так и контроль завода... Ведь, так?

Я снова пишу, что понятия не имею про нынешние отношения Брута и ОЗТУ.

Завод, как мне представляется, понял, что закрытость никому на пользу не идет и этот пресс-тур тому подтверждение. Первый шаг сделан - это очень хорошо!

Вопрос простой (как и к остальным предприятиям): дата нуля?
Т.е., когда производство будет с нулевым выбросом (если его не закрывать, конечно)?
Что для этого нужно? Сколько это стоит? Есть уже ли подобный опыт в мире или разрабатывается (где, есть ли результаты на практике?..

никогда никакой автомобиль, предприятие и даже сам царь природы - человек - не будут иметь нулевой выброс. А вот минимизировать его можно и нужно.

я так понял, во времена СССР Сажевый входил в ПО Омскшина

Очень хорошо, что предприятие делает шаги навстречу!
Руководство можно только поблагодарить!
А что же завод СК?

Edited at 2018-05-30 00:47 (UTC)

пока тишина. Но меня и не позовут ))))

Edited at 2018-05-30 03:49 (UTC)

Интересно! а о строительстве Омского метро у вас есть статьи ?

Небольшая поправочка. В цехах и на проходных размещены сертификаты соответствия требованиям международных стандартов ISO 9001 (менеджмент качества), ISO 14001 (экологический менеджмент) и OHSAS 18001 (менеджмент безопасности труда и охраны здоровья). Как-то так...