omchanin (omchanin) wrote,
omchanin
omchanin

Categories:

Потребительский энерголикбез: телемеханизация

У себя в блоге я довольно давно пишу на темы, связанные с омской энергетикой.

https://omchanin.livejournal.com/692834.html - про новый газовый энергоблок ТЭЦ-3

https://omchanin.livejournal.com/2241522.html - репортаж с подстанции «Омскэнерго»

https://omchanin.livejournal.com/2403112.html - себестоимость электроэнергии от ТГК-11

Тема очень интересная и полезная, поскольку все мы являемся потребителями электрической энергии, но глубокому погружению в предмет мешало отсутствие системности и регулярности публикаций.  А между тем наши люди имеют довольно смутное представление даже о том, откуда берется электрическая энергия, как она оказывается у них в розетках, почему они платят именно столько. Что уж говорить о том, чтобы разобраться в структуре энергосистемы региона, чтобы понимать, кому и за что мы платим.

Для исправления этой ситуации я решил  запустить блог-проект под условным названием «Потребительский энерголикбез», срок его жизни пока будет один год. Чтобы было совсем системно, я предполагаю, что по итогам проекта должен составиться этакий минисловарь потребителя, где на каждую букву русского алфавита мы отпрепарируем что-нить полезное и актуальное, связанное с электрической энергией, не обязательно в алфавитном порядке. Разумеется, проект будет реализовываться при информационной поддержке энергокомпаний омского региона.

Сегодня поговорим о телемеханизации. Телемеханизация – это комплекс оборудования и программного обеспечения, который позволяет собирать и передавать информацию о функционировании электросетевых объектов, а также транслировать команды диспетчерского управления этим объектам. Телемеханизация подстанций является одной из важных составляющих стратегии цифровизации электросетевого комплекса. Зачем она нужна?
Lbmwjn7Ba6A.jpg

В 21-м веке высший пилотаж для энергетиков – обеспечить возможность дистанционного контроля над энергообъектами, особенно над удаленными трансформаторными и прочими подстанциями, где зачастую физически нет персонала. Современные технологии позволяют сегодня осуществлять дистанционный контроль над состоянием оборудования с помощью аварийно-предупредительной телесигнализации. По мобильной сети информация о ее срабатывании в случае технологического нарушения поступит в онлайн-режиме на автоматизированное рабочее место диспетчера. Это дает возможность оперативно определить места повреждения и восстановить электроснабжение потребителей. В «Омскэнерго» программа перевода объектов в подобный режим работы называется «Осветление подстанций». Осветление – здесь в смысле, чтобы параметры работы подстанции были наблюдаемы и управляемы дистанционно, вышли из сумрака, так сказать )))

23 подстанции на 110 кВ уже телемеханизированы по программе «осветления, на десяти - работы будут завершены до конца ноября. Таким образом, в этом году будут телемеханизированы все географически удаленные подстанции напряжением 110 кВ. В практическом плане это означает, что энергоснабжение жителей Тевриза, Усть-Ишима, Больших Уков, Седельниково и прочих окраин области будет более качественными, а если даже и случится технологический сбой, то подача электроэнергии будет восстановлена намного оперативнее, чем раньше.

Более крутая телемеханизация  – не только получать обратную связь, но и иметь возможность для удаленного управления. Для этого на узловых подстанциях, в том числе омских, уже сегодня установлены современные контроллеры телемеханики с функцией т.н. «горячего» резервирования, цифровые измерительные преобразователи, датчики телесигнализации коммутационных аппаратов, аварийно-предупредительная телесигнализация, организованы выделенные волоконно-оптические линии связи.

Благодаря этому диспетчер может не только в режиме реального времени получать информацию о работе оборудования, но и отслеживать состояние сети: уровень напряжения, нагрузку, изменение температурных и технологических режимов работы оборудования, а также дистанционно управлять работой подстанции. Это позволяет до нескольких минут сократить время перерыва электроснабжения потребителей при технологических нарушениях, и при этом значительно снизить затраты на оперативное обслуживание, потому что не нужно выезжать бригаде и наладчикам.

В 2018 году «Омскэнерго» по этой второй программе, имя которой «Система сбора и передачи информации», провело масштабную телемеханизацию двух подстанций напряжением 110 кВ. Подстанция «Восточная» обеспечивает электроэнергией Амурский район города Омска, подстанция «Кировская» - жителей Левобережья, а также Кировскую районную котельную, которая отвечает за теплоснабжение округа.

Как удалось выяснить, программа масштабной телемеханизации реализуется на омских подстанциях «Омскэнерго» с 2010 года. На сегодняшний день уже выполнено 75 процентов общего объема работ. К 2025 году планируется оснастить цифровыми устройствами телемеханики еще 12 «узловых» подстанций города и области.

Получается, что телемеханизация  – это очень полезная штука для нас, потребителей. Ведь чем быстрее дадут «свет», тем для нас лучше. Но что еще более важно - она дает возможность профилактики технологических нарушений, т.е. повышает надежность нашего энергоснабжения!


Tags: потребительский ликбез, энерголикбез
Subscribe

Posts from This Journal “потребительский ликбез” Tag

promo omchanin январь 16, 2017 13:00 17
Buy for 100 tokens
Пришла пора делать пост №5 про омские блоги, разделенные на 2 части. Вообще в омском ЖЖ лоцируется под 300 блогов, так что тут только те, что я знаю. В первой части одни блоги nims55 - про крыши, было/стало, историю newomsk - история max_sky - про самолеты…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments