Итак, почему Омску не нужны сегодня метро и аэропорт? Причин несколько. Сразу скажу, чтобы не было недопонимания. Если бы кто-то в голубом вертолете прилетел, построил бы и метро и аэропорт, а потом всю жизнь бы это содержал - я бы не был против ))) Но таковых нет
Но вернемся к реальности. И метро, и аэропорт - это советские проекты. Им уже по 40 лет примерно. Только вдумайтесь! Два поколения уже выросло с тех пор! Той страны, где это придумали уже нет. Нет и того города, для которого это было актуально.
Почему Омску было нужно метро? Это, кстати, был сложный вопрос для 1979 года. Пассажиропотоков для метро в Омске не было. Омск - не Москва, не Питер. Даже не Киев или Харьков. Без шуток, метро в Омске трассировали под частным сектором Орджоникидзе-Герцена-Королева. В конце концов кто-тоумный натянул цифры метропотока до расчетного, взяв пиковые потоки к заводам Баранова, Полет, 51-му. Да и генплан 1970 года предусматривал 1,5 млн населения советского Омска при коммунизме. Увы, коммунизм не случился, а случился обвал. Уже тогда нужно было ставить крест на омском метро, но нашелся товарищ Полежаев, который в 1999 году подхватил у Рощупкина метрознамя, сделав метро одним из пунктов "плана Полежаева".
Ни денег, ни понимания смысла метро у Полежаева не было. Но были СМИ, которые превратили никому уже не нужное метро в "омскую мечту". В итоге метро начали строить в другом месте. Все эти метания доказывают лишь одно - метро в Омске было мертво изначально. Если бы его построили, то мы получили бы копию самарского метро - пустые поезда, пустые станции, сотни миллионов выброшенных ежегодно из бюджета на этот чемодан без ручки.
Помогло бы метро остановить бегство людей из Омска? Нет, как не останавливает метро отъезд населения из Нижнего и Самары.
С аэропортом примерно та же история. Проект советский. Тогда авиаперевозки стабильно росли. И реально у существующего аэропорта возможности были на пределе, в том же 1991 году он обслужил 2 млн человек. И поток бы рос дальше, потому и решили строить новый комплекс + под рост населения Омска нужна была земля. Напомню, в 1979-м у Омска было чуть более миллиона, а к 2000-му должно было быть 1,5 млн.
Новый аэропорт, правда, изначально был невыдающийся, ибо Омск и во времена СССР уступал в разы по потоку Свердловску, Новосибу и не только. Аэровокзала не было. Полоса длиной 2,9 км. Всего на 400 метров длиннее, чем у "Омск-Центрального". Посмотрите со спутника на Федоровку. 1 рулежка, крохотный перрон. Проект умер так же с распадом СССР, когда население Омска перестало расти, а авиапотоки упали в разы! Они и сегодня почти в 2 раза меньше тех, что были на закате СССР. Смысл в строительстве Федоровки видел опять же только Полежаев. Это тоже был пункт его мега"плана". И опять СМИ сделали из этого мечту.
Но вот парадокс. Сегодня из той же Самары и Нижнего, где есть аэропорты, бегут еще сильнее, чем из Омска. Помогла бы "Федоровка" развитию Омска? Нет, потому что существующий аэропорт никак не мешает развитию Омска, а Федоровка ничего бы к этому не добавила, кроме колоссальных расходов на ее стройку и последующее содержание. Примеры аэропортов Платов и Гагарин показывают, что ничего ни с Ростовым, ни с Саратовым не происходит. Ни развития самих городов, ни взрывного роста полетов из новых аэропортов. Ничего не происходит, ведь города остались теми же самыми. И Омск останется тем же самым. Только придется оплачивать новый аэропорт из юджета и карманов омичей.
Могли бы за счет Москвы сделать конфетку из Омск-Центрального (смотрите документ). Но в погоне за Федоровкой профукали свой шанс. Теперь вот без света в аэропорту сидим (((
Journal information