?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Невидимый город
omchanin
Забытые ж.д. Омска: горветка

             Я не в первый раз обращаюсь к теме исчезнувших в Омске железных дорог. Вот тут http://omchanin.livejournal.com/8305.html есть огромный репортаж о старой окружной ж. д. Теперь пришла пора двигаться дальше и поговорить о другой несчастной ж. д. г. Омска – городской.
             Как известно, железная дорога подошла к Омску в 1894 году, когда на ст. Пост Омск (Карбышево-1) прибыл первый поезд. Еще через 2 года, после сдачи моста через Иртыш, полноценно заработала ст. Омск. Несмотря на название, станция располагалась достаточно далеко от Омска, в 4 км. До 1932 года она находилась совершенно другом населенном пункте, последним названием которого был город Ленинск. Зачем Транссиб пустили в стороне от города - неизвестно. Видимо, считалось, что со временем город «дорастет» до магистрали, хотя тот же Челябинск, Екатеринбург получили железную дорогу, проходящую практически по центру города.
            В любом случае потребовалось как-то соединить Омск с Транссибом. С такой проблемой сталкивались многие города. Так, от Томска до Транссиба вообще оказалось 80 км. От Алма-Аты до Турксиба – 10 км. Омску надо было построить всего 4 км. железной дороги. И такая дорога в 1902-03 гг. была построена. Она прошла кратчайшим путем до южной границы Омска, где был построен городской железнодорожный вокзал, располагавшийся прямо на месте нынешнего «желтого» дома по Иртышской набережной 10/1. А сама железная дорога от ст. Омск до Омска получила простое и емкое название – Горветка.
Дальнейшие события показали, что такая трассировка маршрута омской горветки была стратегически ошибочной. Например, горветка Алма-Аты, проложенная по уму 80 лет назад, работает до сих пор, никому не мешает, более того, расположенный на горветке вокзал «Алма-Ата-2» обслуживает больше пассажиров, чем «транзитный» вокзал «Алма-Ата-1». В Омске же горветка предсказуемо стала «костью» на пути развития города, и в 1960 году она окончательно была демонтирована. Пассажирское же движение по горветке исчезло еще до 1940 года, так как ст. Омск связал с городом удобный и современный трамвай, который мог довозить пассажиров не до Транспортного института, а вплоть до г. Водников.
          Тем не менее, 55 лет своего существования омская горветка отработала на совесть. Помимо горвокзала, напротив транспортного института располагалась городская товарная станция с огромным грузооборотом.  Сейчас на ее месте – фонтан и сквер. И, честно говоря,  очень жаль, что горветку продолжили так неудачно, потому что при более удачном раскладе мы бы могли до сих пор иметь действующую ж. д., вокзал в центре города и потенциальную возможность задействовать ее во внутригородских перевозках. Ну, а теперь традиционный фоторепортаж. Ведь часть горветки – жива до сих пор.

Карта города и горветка во всей красе, со всеми ответвлениями. Видим заезды на Мясокомбинат, на завод, что был на месте «Каскада».


Живые еще мосты горветки в районе пл. Серова. Справа – действующий мост. Прямо – мост с разобранными путями.


Вы можете получить представление о мощности горветки. Мы видим основания для моста, которого уже нет. Получается, что с учетом существующих мостов тут проходило 3, а то и 4 пути. Это очень солидно!


Окончание горветки сегодня. Еще 50 лет назад она шла дальше.


Недалеко от моста горветки видны мосты Транссиба.


Как живая...


Смычка горветки и Транссиба. Бывшая станция «пл. Карлушка».


Конечная станция горветки. Платформы. Наверху – здание городского вокзала.


Конечная станция со стороны Иртыша


Уникальное фото, где мы можем видеть, как проходила горветка в привязке к существующим ныне домам.


Еще более уникальное фото. Трасса горветки в 3 м. от школьного крыльца
Подписаться на Telegram канал omchanin

promo omchanin январь 16, 2017 13:00 17
Buy for 100 tokens
Пришла пора делать пост №5 про омские блоги, разделенные на 2 части. Вообще в омском ЖЖ лоцируется под 300 блогов, так что тут только те, что я знаю. В первой части одни блоги nims55 - про крыши, было/стало, историю newomsk - история max_sky - про самолеты…

  • 1
Увы мне. Это первое, что должно было прийти мне в голову, потому что 8 лет жил на Котовского и 13 лет работал на Вс. Иванова. С другой стороны очень всё изменилось.

Самое смешное, вот на этой фото - место будущей Вс. Иванова во всей красе ))))))

Кстати ,хорошо, Что напомнили. Вот эта соединялка Серова и Маркса - не была ли это Котовского? Когда вообще появились Анграская, Братская, Котовского, Орловского? Почему в том районе такая странная нумерация домов? Например, где ул. Братская и где при этом дом №11 по ул. Братской?

Насколько я слышал, двухтрёхэтажки строились военнопленными немцами после войны. Сориентированы они аккуратно вдоль ветки. Стены и потолки очень кривые, очевидно строили быстро, не заботясь о красивостях. В домах здоровенные подвалы. Сразу после постройки в них жили люди. Деревянные дома старше. 92 школа старая, но, возможно, 11 дом по Братской строился раньше. Поэтому его отнесли к Братской. Этот дом, Братской 11 всегда забавлял, его так часто спрашивают. Дома по Котовского 2 и 4, вероятно, были деревянными и их снесли.

У меня версия такая. Все эти дома имели один топоним - пл. 3-го Интернационала. Отсюда и дом №11 расположенный черт знает где. И Братская 3, тоже, откровенно, нелепо стоящий. Особняком была только ул. Котовского.

т.е. часть номеров с пл. 3-го Интернационала 1 к 1 перекочевали на созданные на ее базе ул. Анграская, Братская, Орловского.

Это явление, кстати, мы могли наблюдать как номера 16 вг перекочевали на вновь созданные дома по ул. Полосухина и прочее

Московская и Лагерная площади - в 1930 г. после сноса Лагерного городка оформилась в площадь III Интернационала. Решением № 2/39 от 15.01.57 преобразована в ул. Котовского, Орловскую, Братскую, Ангарскую.

Увы, т.е. и Котовского там же. А значит, соединялка Серова и Маркса отношения к ним не имеет. Зато она имела продолжение в сторону Иртыша. Смотрите ,школа 125 стоит фасадом прямо на эту исчезнувшую улицу.

Соединялись на месте Серова 1г и Маркса 44? 125 школа стоит как бы на эту улицу, но либо улица искривлялась, либо утыкалась в Серова 2.

за моим домом по Маркса 75-А,ещё в самом начале 70-мидесятых была лесопилка(сейчас на этом месте автомойка),одноколейка горветки проходила прямо под окнами дома.Перед первым жд виадуком находился шлагбаум,дальше одноколейка горветки шла к кино "Родина"(вернее к пустырю в то время, "Родина" построена в 73-74-75гг,не позднее...), пересекала Маркса под углом в районе выхода Братской на Маркса (прямиком по меховому салону "Леопард")и уходила 2х-путкой на мясокомбинат и мыловарку по Серова и Тимуровскому проезду.

Re: бывшая горветка

т.е. я верно понимаю, что, несмотря на тоннель, перед ним был еще и переезд? Примерно как сейчас в конце ул Лобкова, где тоннель и жд к реч порту?

  • 1