?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Тарский автобусный заповедник
omchanin
Оригинал взят у mib55  в Тарский автобусный заповедник
Пока готовятся материалы для следующих заметок о технопамятниках, переключусь на другую тему - городской общественный транспорт. Сейчас этим увлекаются многие: кого-то больше интересует учёт подвижного состава пассажирских транспортных предприятий, кто-то вдумчиво изучает историю развития сети городских маршрутов, ну а мне интересна сама техника - автобусы, троллейбусы, трамваи и те машины, которые их обслуживают. Совсем недавно была перевёрнута очередная страница автобусной истории Омска - в 2008 году городские улицы навсегда покинули последние маршрутные автобусы модели ЛиАЗ-677, различные модификации которой возили омичей на протяжении почти сорока лет. Но в Омской области остались места, где ещё можно прокатиться на живых маршрутных "луноходах" (так называли 677-ю модель по всему Союзу). Самое интересное из этих мест - Тара.



Из всех маленьких городков Омской области Тара, по моему мнению, наиболее соответствует гордому званию "город".



В Таре до сих пор перед зданием администрации стоит памятник Ленину...



... а по городским маршрутам ходят ЛиАЗы-677М.



Городской автобус пользуется популярностью у местных жителей - Тара город хоть и небольшой, но достаточно протяжённый, а стоимость проезда невысока - всего 6 рублей. Всего на данный момент действует 5 городских муниципальных маршрутов (есть ещё частники):
1 - "АТП - Широковская база",
2 - "Сад "Берёзка" - Аэропорт"
3 - "Посёлок "Телевизионный" - Нефтебаза"
4 - "Радищева - Чекрушево"
5 - "Вавилова - Чекрушево"
Обслуживает эти маршруты 5 больших автобусов, по автобусу на маршрут, иногда их подменяют ПАЗ-3205, базируются автобусы в Тарском АТП.



Теперь поговорим собственно об автобусах. Сейчас на линии работают 4 ЛиАЗ-677М, их бортовые номера 11, 12, 14 и 15.
Все машины уже далеко не новые, но при помощи растущих из нужного места рук работников АТП поддерживаются в рабочем состоянии и выглядят гораздо лучше, чем выглядели такие же автобусы того же возраста в Омске.
Самый нарядный - номер 11-й, фото снято в 2007 году, сейчас он выглядит немного по-другому, но тоже неплохо.



Номер 12 - самый новый "луноход" в Таре, он был куплен в 2006 году у одного из омских предприятий и перевезён в Тару, где около двух лет стоял в резерве, до тех пор, пока старый номер 12 (тоже 677-й) окончательно не вышел из строя, уступив номер новичку.



Номер 14 выглядит как брат 12-го: примерно того же возраста, окрашен по похожей схеме, и тоже заменил старый 677-й, ходивший ранее под 14-м номером. Скорее всего, он также был куплен в Омске.



Вот он летом этого года - постарел, но держится.



А вот номер 15 - из старой гвардии, и выглядит он более уставшим, чем его оранжевые коллеги.



На борту - надпись в память о праздновании 410-летия Тары в 2004 году.



Самый же старый и самый интересный "луноход" Тары, работавший под номером 17, был списан в этом году. Остановлюсь на этой машине поподробнее, она того стоит. Ещё году в 2006-м, будучи в Таре по рабочим делам, я с удивлением обнаружил там ЛиАЗ-677М с круглой задней оптикой, в Омске такие машины давным-давно исчезли. В январе 2007 при очередном визите в Тару мне удалось заснять этот автобус.



При взгляде на автобус в анфас обнаружилась ещё одна уникальная особенность - эмблема в виде букв "ЛИКИНО" на капоте. Такие эмблемы ставились только на передвижные телевизионные станции (ПТС-ЦТ) ЛиАЗ-5930/5931 "Лотос" и ЛиАЗ-5932 "Магнолия".



В результате консультаций со специалистами по ЛиАЗам и внимательного изучения всех фото машины стало ясно - этот автобус изначально был вспомогательной машиной от передвижной телевизионной станции, на это указывают, помимо эмблемы (очевидно, переставленной с ПТС-ки), остатки крепления большого багажника на крыше, характерные лючки в бортах для подключения кабелей и петли для навесных замков на дверях салона. Год выпуска - ориентировочно 1985, сохранность автобуса была обеспечена именно его первым местом службы - телевизионщики гоняют ПТС-ки не так уж часто, и основная их работа происходит, стоя на месте, поэтому пробег у автобуса к моменту его попадания в Тарское АТП в первой половине 2000-х был очень небольшим. Но регулярная эксплуатация на маршрутах сделала своё дело, и к концу 2000-х автобус выглядел уже не так, как при первой встрече:



В марте этого года в Тарское АТП пришёл новый НефАЗ-5299-10-33, получивший номер 16:



А старик под номером 17 пошёл под списание...



И, с одной стороны, хочется порадоваться за тарчан и пожелать им дальнейшего обновления автобусного парка, а с другой стороны, с уходом последних "луноходов" с тарских улиц исчезнет ещё одна частичка старой Тары, одна из тех, что создавали и создают сейчас этому маленькому уютному городу такую атмосферу, что хочется приезжать туда снова и снова...

Подписаться на Telegram канал omchanin

promo omchanin january 16, 2017 13:00 17
Buy for 100 tokens
Пришла пора делать пост №5 про омские блоги, разделенные на 2 части. Вообще в омском ЖЖ лоцируется под 300 блогов, так что тут только те, что я знаю. В первой части одни блоги nims55 - про крыши, было/стало, историю newomsk - история max_sky - про самолеты…

  • 1
а ведь эти автобусы в умелых руках шоферов бегали почти без мотора!! недаром у списанного раскурочено нутро.. Кто-то уж к трактору приделал или мотоциклу.. умельцы..

Вт этому раскурочкенному было лет 25 минимум

однажды, в конце лихих 90-х ехала я на дачу ( на Омке конечная 6) Жду автобуса, ту самую 6.. жара - невероятнпая.. Не прихрдит автобус по расписанию.. Потом появился автобус-инвалид.. Двери - на веревочках, вручную закрывали, пол - дырявый.. Оказывается, мотор у "колбасы" перегрелся.. машина отказалась ездить по такой жаре.. Прислали пенсионера,ничего, пыхтел, но вез..Постарше этого желтенького будет.. Вообще на маршруте 6 долго бегал самый старый автобусный парк.. Мне было удобно: не напрягала зрения: вижу старичка, значитца - родимая 6.. Еще ходил 27, но так как он через центр проезжал, то выглядел аристократом по сравнению со старушками 6..

по 6-ке были более старые, так он - один из самых коротких маршрутов

Да и пассажиропоток на 6-ке был небольшой.А так очень хороший и удобный маршрут.Когда нарубине жил часто на нём к батьке на работу ездил.

Обожаю эти автобусы!Все детство с ними проходило, дядька мой проработал на таких машинах-легендах. А сам я однажды поучаствовал в перегоне такого автобуса из Подмосковья в Экибастуз. Некоторые экземпляры удавалось разогнать до 80 км/ч.
Лелею надежду найти приличную масштабную модель, в поисках попадаются китайские модели 1:43 низкого качества и высокой цены. Спасибо за экскурс в историю!

Вот автобус моего детства. В таре сто пудов тоже ходил. А те что на картинках появились позже и вместе с "Икарусами". Уже казались очень уютными и ах какими хорошими))

Так это ж тоже Икарус. :) В Омске такие 620-е были, да, а вот насчёт Тары крайне сомневаюсь, скорее там могли быть ЗиЛ-158В.

я таких в Омске не помню вообще. Но я и 180 не помню, а на фотках они есть. И-556, получается, тоже вполне мог быть. Ну, и теперь вот 620-е, получается. ЧТож не сохранили-то, не сберегли!!!

Вот тебе 620-й на Иртышской Набережной: http://fotobus.msk.ru/photo/364728/
А не сохранилось всё очень по простой причине - срок службы у автобуса очень короткий, работает на износ, да и сдача металлолома у ПАТП была хорошо организована. Редкие экземпляры списанных автобусов сохранились в виде сарайчиков, но уж если более распространённый 158-й в виде сарая я нашёл только один, что говорить об ранних Икарусах... Но надежды найти их у нас я не теряю, поиски продолжаются.

Ну, лчевидно же что это не маршрутный И-620, а скорее всего служебка. Так что не канает ))))

А я не уточнял, какие именно 620-е у нас были. :)) Впрочем, почему бы и не быть маршрутным, надо покопаться в архивах.

Про 17-й оранжевый

Вот эта бывшая ПТСка - это не 677М, это ЛиАЗ-677 (1968-78)! А 677М - это был уже после 1978 г., с квадратными фонарями.

Re: Про 17-й оранжевый

Это тоже М, переходный вариант. У 677-го не было спереди вот этих квадратных поворотников

вот 677 сверху
http://autobus.narod.ru/Liaz/liaz.htm

  • 1