omchanin (omchanin) wrote,
omchanin
omchanin

Category:

Антарктическая одиссея омского самолёта

Оригинал взят у mib55 в Антарктическая одиссея омского самолёта
Сегодня получил небольшую партию марок для пополнения коллекции, среди них был вот этот интересный блок "Исследование Антарктиды", выпущенный в январе 2003 года. Интересен он для меня прежде всего тем, что его сюжет имеет непосредственное отношение к Омску: на поле блока изображён самолёт Ан-3Т производства омского ПО "Полёт", который в январе 2002 года совершил посадку на Южном полюсе.



Самолёт Ан-3, представляющий собой модернизацию старичка Ан-2, выпускался на "Полёте" с 1998 года, путём переоборудования существующих Ан-2. Основное отличие Ан-3 от своего предка - новый турбовинтовой двигатель ТВД-20, разработанный в Омском моторостроительном КБ. ТВД-20, работавший на авиакеросине, сделал самолёт намного экономичнее, ведь на Ан-2 устанавливался бензиновый двигатель АШ-62, а цена авиабензина примерно в 3 раза больше цены авиакеросина типа ТС-1. Так как Ан-2 в России и других бывших республиках СССР работало очень много, на "Полёте" строили грандиозные планы по переоборудованию тысяч "кукурузников". К сожалению, в реальности всё получилось гораздо хуже: по ряду экономическо-организационных причин самолёт массовым так и не стал, по данным производителя, было выпущено всего 26 Ан-3. Планировалось выпускать несколько модификаций самолёта, в том числе пассажирскую, лесопатрульную и десантную, но сертификат типа получил только грузопассажирский вариант Ан-3Т.

Антарктическая одиссея Ан-3Т началась в 2001 году, когда в Антарктиду направилась российская полярная экспедиция "Антарктика 2001-2002" под руководством Артура Чилингарова. По некоторым данным, именно он был автором идеи полёта на полюс на лёгком одномоторном самолёте. В декабре 2001 года на американской базе "Патриот Хиллс" приземлился Ил-76, который привёз экспедицию и Ан-3Т, в разобранном виде. После сборки и облёта Ан-3Т, экспедиция вылетела на нём на Южный полюс, до которого оставалось около 1200 километров. Полёт прошёл без происшествий и 10 января омский самолёт приземлился на ледовом аэродроме на Южном полюсе. Планировалось в тот же день вернуться обратно, но у "кукурузника" начались какие-то проблемы с двигателем, поэтому экспедиции пришлось самолёт оставить на полюсе, а самим возвращаться назад на самолётах американцев. Многие думали, что злосчастный Ан-3Т так и останется стоять памятником около полярной станции "Амундсен-Скотт", но практически сразу же начали организовываться планы по вытаскиванию самолёта из Антарктиды. В 2003 году к нему съездили специалисты "Полёта", осмотрели и провели техобслуживание, а в декабре 2004 года в Антарктиду прибыла эвакуационная экспедиция - специалисты с "Полёта" и завода Баранова, экипаж с "Антонова" и опять тот же Чилингаров. Спонсирование экспедиции частично взяла на себя Омская область, отстегнув 14 миллионов. Омские спецы привезли запчасти, включая новый двигатель, и принялись оживлять простоявшую три года машину. Ремонт Ан-3Т занял неделю, 4 января самолёт наконец поднялся в воздух после долгого перерыва, а ещё через несколько дней покинул полюс.



Летом 2007 года на выставке "ВТТВ-Омск-2007" ПО "Полёт" показывало то ли тот самый Ан-3Т, вернувшийся с полюса, то ли его двойника. В том же году "Полёт" стал филиалом ГКНПЦ им. Хруничева и полностью переключился на космическую тему, сейчас про Ан-3 уже не вспоминают.


Tags: аэропорт, самолет
Subscribe

promo omchanin january 16, 2017 13:00 17
Buy for 100 tokens
Пришла пора делать пост №5 про омские блоги, разделенные на 2 части. Вообще в омском ЖЖ лоцируется под 300 блогов, так что тут только те, что я знаю. В первой части одни блоги nims55 - про крыши, было/стало, историю newomsk - история max_sky - про самолеты…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments