omchanin (omchanin) wrote,
omchanin
omchanin

Про ЛРТ изнутри

Оригинал взят у v_v_ginzburg в Омск
Похоже, заканчиваются долгие и мрачные годы, когда в Омске хотели делать вот такое метро:

Плохое_Метро

И есть шансы, что над Омском взойдет солнце и сделают людям вот так (и не под землей, а по земле, так как это естественно для человека):
Хороший_Трамвай

И вместо такого городского ужаса:
Марченко_AsIs

Будет такая красота:
AB

Шум в Омске по поводу нашего проекта постепенно утихает и можно обо всем подробно рассказать.
Когда мы создавали Агентство (в ноябре прошлого года), я написал огромное количество писем мэрам, губернаторам и сенаторам с предложением наших услуг. Мэры активно шли на диалог и было много встреч. А из сенаторов ответил только Андрей Голушко (сенатор от Омской области). Встретились, обсудили проблемы города и наши возможности. Через пару недель состоялась встреча с губернатором Омской области Виктором Назаровым, где среди множества вопросов наиболее эмоционально звучал: "Что делать с метро?".
[Spoiler (click to open)]
О проблеме метро в Омске рассказывать подробно не буду, омичи знают и так, а для остальных скажу, что строят его уже 30 лет, получается неплохо, уже есть одна станция, и текущими темпами всего за 24 млрд. руб. через лет 20-25 у города будет аж 5 станций, и целых 3% счастливых омичей будут с удовольствием пользоваться метрополитеном. Ну еще метро в Омске хорошо тем, что создается с большим запасом: оно раз в 5 больше по провозной способности, чем нужно городу. Но ни губернатору, ни сенатору такой "прекрасный" проект не нравился.

Договорились, что мы подготовим свои предложения, представим их не только заказчику, но и большому числу жителей города, и сделаем эту работу вместе с Вуканом Вучиком (мировым экспертом в области городского транспорта). С Вучиком мы давно сотрудничаем, кто он такой можно прочитать здесь. Фонд Городские проекты привлекал его к проекту по Ленинскому проспекту в Москве, и Максим Кац еще два года назад просил его дать свое мнение по поводу метро в Омске.



Всегда приятно, когда получается то, что планируешь.
Создавая Агентство, мы ставили перед собой задачу работать на пересечении двух направлений: развитие городского транспорта, общественных пространств и пешеходного движения, с одной стороны, и PR результатов наших проектов и решений, — с другой. Также мы понимали, что целевые клиенты – это руководители городов и регионов. Именно так и получилось с омским проектом, наш заказчик — губернатор, финансирует работу сенатор, они заказывают подготовку предложения по решению транспортной проблемы города и просят сделать результат максимально публичным.
Удачно совпало и то, что тема проекта и город нам хорошо знакомы. Но главное, что подход заказчика совсем не был похож на то, как обычно действуют наши власти, — принять какие-то никому не понятные решения в кабинетах и потом забыть их объяснить людям.

Конечно, возможность подготовить предложения, которые лягут в основу принимаемых в миллионом городе важнейших решений, и сделать это в конструктивном формате, очень мотивирует. На несколько месяцев команда проекта перешла практически в круглосуточный режим работы.  О команде я расскажу позже в отдельном посте.

Главный результат работы – это отчет:



Скачать отчет можно по ссылке.

Нам нужно было сделать работу таким образом, чтобы любая бабушка в Омске, прочитав наш отчет, все поняла. С другой стороны, нам нужно было подготовить предложение, которое можно брать за основу при разработке проектных решений.

Во-первых, мы показали, что происходит с транспортом в городе, куда все движется и к чему приведет, если ничего не менять, и почему реализуемые проекты не приведут к решению проблем.
Во-вторых, определили, какие из доступных технологических решений (метро, городская электричка, ЛРТ) для Омска подходят лучше всего и почему.
И в-третьих, мы подготовили само предложение — сеть легкого рельсового транспорта (ЛРТ), охватывающую весь город и выполняющую основную часть (70%) транспортной работы.

Основные вопросы, которые мы решили при подготовке предложения:

1. Проектирование линий: где они должны проходить, где можно использовать существующие трамвайные пути, где построить новые, сколько это будет стоить, какую технологию модернизации и строительства пути использовать. Критериями принятия решений для нас были охват жителей (побольше) и стоимость (поменьше).

Схема


Стоимость
2. Интеграция системы с уже построенными объектами метро. Нашли варианты и показали, что кроме уже построенных тоннелей и почти завершенных 3-х станций ничего строить под землей больше не нужно, и есть возможность с минимальными затратами выйти на поверхность и интегрировать объекты метро с действующей трамвайной сетью.

Интеграция

3. Определение минимально возможного первого этапа, меньше которого нет смысла что-то строить. Первый этап – это 20 км. линий и охват в пешеходной доступности 10% населения. Причем сделать этот первый этап можно за 2-2,5 года и за 10,1 млрд. руб. Это против 7 км подземных линий и охвата 2-3% за 24 млрд (проект метро, который есть у города).
Вот сравнение ЛРТ и разных вариантов метро:
Сравнение

4. Расстановка ограничителей (чего нельзя делать), чтобы не дать проекту уйти в неправильную сторону.
— Нельзя строить систему на эстакадах. А такие идеи в городе витают, причем высказал их, что удивительно, министр транспорта региона.
— Нельзя делать новую систему изолированной от существующей трамвайной сети (именно это и собирались сделать по проекту, реализуемому подрядчиком – компанией «Мостовик»).
— Нельзя на первом этапе строить новое депо при наличии в городе существующего (его достаточно модернизировать). Это потраченные впустую деньги (и это тоже есть в проекте «Мостовика»).

5. Что обязательно нужно сделать, чтобы получился результат.
— Публичное обсуждение как нашего, так и других проектов. Информирование жителей, что даст им каждый из проектов и почему именно такое решение принимается.
— Разработка стратегии развития городского пассажирского транспорта, включающей в себя:
      — комплекс мер по сбалансированному развитию всех видов транспорта: ЛРТ, автобусов, троллейбусов;
      — переход от стихийного рынка маршрутных перевозок к заказу транспортной работы перевозчиков;
     — новые принципы организации дорожного движения;
      — политику управления парковочным пространством города;
      — мероприятия по развитию пешеходной среды;
      — тарифную политику.

Вот здесь я подробно рассказываю о наших предложениях


Меня очень порадовало, что на совещании у вице-губернатора Вячеслава Синюгина прозвучала просьба к нам и «Мостовику» начать активное взаимодействие и обсудить совместно наши предложения.

Но, к сожалению, коллеги из «Мостовика» моментально растворились после совещания и начали вместе с мэром Омска В. Двораковским (на презентацию отчета он, кстати, даже не пришел) дискутировать с нами через СМИ и пресс-релизы. Риторика их такова: мол, нужно еще 2 года проектировать новую систему, стандартов таких нет и, вообще, нужно пересмотреть чуть ли не Конституцию РФ, чтобы такое сделать, «а у нас («Мостовика») и так ЛРТ по проекту, просто называется метро, и деньги нам на него дают из Москвы».


Конечно, хотелось бы обсуждать такие вопросы не через СМИ или посты в блоге, а лично, с участием технических экспертов. И не в целях взаимно ткнуть друг в друга пальцем, а для нахождения решения, которое будет полезно городу. Но пока другой возможности нет, отвечу здесь.

Итак, наше предложение – это не какая-то инновационная штука, требующая многолетних согласований и разработки новых стандартов.

1. Аргумент «Мостовика»: «Нет таких СНИПов!»

Наша концепция полностью соответствует (!) действующему (убогому, но уж какой есть) СНиП 2.05.09-90 «Трамвайные и троллейбусные линии» (в редакции СП 98.13330.2012. Актуализированная редакция СНиП 2.05.09-90). Подобные проекты в стране реализуются и не вызывают никаких принципиальных сложностей. Например, модернизация  линии маршрута #17 в Москве (Останкино Медведково). На линии полностью изменено верхнее строение пути с укладкой железнодорожных рельсов на железобетонные шпалы, построены посадочные платформы, на ряде перекрестков изменен светофорный цикл. И этот СНиП никак не запрещает движение трамваев в подземных тоннелях, устройство удобных посадочных платформ и использование современных комфортных вагонов, создание трамвайно-пешеходных улиц, организацию приоритетного проезда перекрестков и многое другое, что делает из обычного гремящего, убогого трамвая современную систему легкого рельсового транспорта.

Вот и другие эксперты это подтверждают

2. «Мостовик» и чиновники мэрии говорят: «Необходим пересмотр генплана города, а это займет много времени и сил».

Да, изменения в генплан необходимы. Но разве он не должен пересматриваться, если есть такая необходимость? Разве это не является работой городских чиновников: принимать решения, координировать специалистов и быстро-быстро что-то делать полезное и нужное городу. Неоднократно наблюдал, как при необходимости (заинтересованности) меняли и генплан и другие документы, и даже очень быстро. Как раз сейчас в Омске планируется внести изменения в генплан - удобное время.


3. «Мостовик»: «У нас и так ЛРТ, просто называется — инновационное метро».

Ну вы называйте его хоть космозвездолетом, но если то, что вы делается, получается отдельным от существующей трамвайной сети, охватывает 3% населения, требует нового отдельного депо, стоит 24 млрд за 5 станций, то даже если это ЛРТ, то зачем оно нужно городу?

4. «Мостовик»: «Вот уже все согласовано и на федеральном уровне договорено. А тут надо будет снова что-то согласовывать...»


Тут можно было бы и ничего не говорить в ответ, и так всем понятно. Но не удержусь и процитирую Вучика: «Никогда не поздно перестать двигаться в неправильном направлении». Или вы боитесь, что, если прийти с новым предложением, то придется ответить на вопрос, а зачем же вы такое плохое раньше делали? Ну так на этот вопрос все равно придется ответить рано или поздно, так наберитесь мужества, перестаньте скрежетать зубами и попробуйте сделать для своего города нормальную транспортную систему. Не нравится наше предложение, позовите других специалистов, только не строителей, а транспортников, и не из подконтрольных вам институтов, а независимых.

Мы пониманием, что желание «не делать ничего» у людей, находящихся во власти и при власти, часто сильнее попыток извне что-то изменить. И вам могут продолжать внушать, что «концепция Вучика» – это хорошо, но невыполнимо. Но кто как не сами жители могут подтолкнуть власть к выполнению своей прямой обязанности — созданию города, удобного для жизни?

Вот, например, мэр Омска В. Двораковский считает, что профессор Вучик ничего нового ему не привез. Видимо, для мэра не является новостью, что транспорт в городе находится на уровне беднейших африканских стран, что ликвидация трамвайной сети — это лишение города ценнейшего актива, создавать который потом придется все равно, только за гораздо большие деньги, что стихийный рынок маршрутных перевозок — это транспортная дикость и средневековье, унижающее людей.
Ну если это все не новость для мэра, то почему же НИЧЕГО НЕ ПРОИСХОДИТ?

Мы предлагаем и «Мостовику», и Вячеславу Двораковскому провести встречу, обсудить наши предложения. Мы будем готовы ответить на конструктивную критику и выработать совместно решение, которое будет полезно городу.

А то смотреть на это просто невозможно обидно:





Омичам мы предлагаем активнее обсуждать затронутую тему общественного транспорта, обмениваться мнениями, сообщать о принимаемых решениях в наших группах в соц.сетях:
ВКонтакт
Фэйсбук

Мы, в свою очередь, обещаем давать свои комментарии, замечания и следить за развитием событий в Омске. Но — повторюсь — без активности самих жителей камень с места не сдвинется (а он лежал там ни много ни мало почти 30 лет!).

И напоследок — несколько фото о том, как мы работали в Омске.

Работа с заказчиком: встреча с губернатором и мэром, совещание с вице-губернатором, министром транспорта области и директором городского дептранса.
IMG_3867


IMG_5183

Презентация отчета (Агентство занималось полной организацией процесса: помещение, приглашения, перевод, фото, видео, печать).
На презентацию пришло человек 350.
IMG_4931


IMG_4964

Работа со СМИ: пресс-релизы, подготовка и проведение пресс-конференции до презентации и брифинга по результатам.
IMG_4099

Множество интервью (одно из них с Вучиком делали для местного телевидения по скайпу еще до его приезда). Получилось неплохо. Кажется, в Омске не было СМИ, которые бы проигнорировали приезд Вучика и наш отчет.

Вот лишь небольшая часть публикаций:
httμ://kvnews.rο/gκzetκ/2014/κμrel/-12/68819
httμ://www.clκssoλsk.coλ/city/3114-μlκn_vο4ikκ
httμ://ζμoλsk.rο/society/1310-οrεκnist-vοchik-μreζlozhil-oλskο-lrt-zκ-10-λilliκrζov-rοεlej-vλesto-λetro
httμ://www.kμ.rο/ζκily/26214/3098522/
httμ://www.siεinfo.sο/news/oλsk/1/48180.htλl
httμ://sομeroλsk.rο/interviews/298

Хочу сказать отдельное спасибо омским журналистам за внимание и интерес к теме общественного транспорта. Если СМИ будут так работать и в других городах, то принимать и дальше решения за закрытыми дверями местным властям и строителям будет очень сложно.

Tags: Вучик, лрт
Subscribe
promo omchanin january 16, 2017 13:00 17
Buy for 100 tokens
Пришла пора делать пост №5 про омские блоги, разделенные на 2 части. Вообще в омском ЖЖ лоцируется под 300 блогов, так что тут только те, что я знаю. В первой части одни блоги nims55 - про крыши, было/стало, историю newomsk - история max_sky - про самолеты…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 44 comments